Во сколько надо вставать утром на уразу. Можно ли восполнять пропущенный пост зимой, когда дни короче? Молитва на уразу перед едой и после еды
Аудио версия настоящей статьи:
Прием пищи необходимо прекратить до того, как начнет светать, до первых очевидных признаков приближения рассвета:
«...Ешьте, пейте, пока не станете отличать белую нить от черной [пока не появится на горизонте разделительная черта между приходящим днем и уходящей ночью] на рассвете. А после поститесь до ночи [до захода солнца, воздерживаясь от приема пищи, питья и интимных отношений с супругой (супругом)]...» () .
Если в том или ином городе нет мечети и человек не может найти местного расписания соблюдения поста, тогда для большей уверенности лучше завершить сухур не позже чем за полтора часа до восхода солнца. Время восхода можно найти в любом отрывном календаре.
О важности утреннего приема пищи свидетельствуют, например, следующие слова пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует): «Принимайте пищу перед рассветом [в дни поста]! Воистину, в сухуре - Божья благодать (баракят)!» . Также в достоверном хадисе сказано: «Есть три практики, применение которых придаст человеку сил для соблюдения поста (ему в итоге хватит сил и энергии держать пост): (1) поесть, а потом уже пить [то есть во время еды много не пить, не разбавлять желудочный сок, а попить уже после того, как появится чувство жажды, минут через 40–60 после приема пищи] , (2) поесть [не только вечером, разговляясь, но и] ранним утром [до азана на утреннюю молитву], (3) поспать днем (вздремнуть) [примерно 20–40 или более минут в промежутке между 13.00 и 16.00]» .
Если человек, намеревавшийся поститься, не поест до рассвета, то это никак не влияет на действительность его поста, но он потеряет некоторую часть саваба (вознаграждения), ибо не совершит одно из действий, входящих в Сунну пророка Мухаммада.
Ифтар (вечерний прием пищи) желательно начинать сразу после захода солнца. Откладывать его на более позднее время нежелательно.
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Моя умма будет пребывать в достатке до тех пор, пока не начнет откладывать разговение на более позднее время и совершать сухур с ночи [а не под утро, специально вставая до начала времени утренней молитвы]» .
Разговение желательно начинать с воды и нечетного количества свежих или сушеных фиников. Если фиников нет, то ифтар можно начать с чего-то сладкого или выпить воды. Согласно достоверному хадису, пророк Мухаммад до совершения вечерней молитвы начинал разговение со свежих или сушеных фиников, а если их не было, то - с простой воды .
Дуа № 1
Транскрипция:
«Аллаахумма лякя сумту ва ‘аляя ризкыкя афтарту ва ‘аляйкя таваккяльту ва бикя аамант. Йа вааси‘аль-фадли-гфир лий. Аль-хамду лил-ляяхил-лязии э‘аанани фа сумту ва разакани фа афтарт».
اَللَّهُمَّ لَكَ صُمْتُ وَ عَلَى رِزْقِكَ أَفْطَرْتُ وَ عَلَيْكَ تَوَكَّلْتُ وَ بِكَ آمَنْتُ. يَا وَاسِعَ الْفَضْلِ اغْفِرْ لِي. اَلْحَمْدُ ِللهِ الَّذِي أَعَانَنِي فَصُمْتُ وَ رَزَقَنِي فَأَفْطَرْتُ
Перевод:
«О Господи, я постился для Тебя (ради Твоего довольства мною) и, используя Твои блага, разговелся. На Тебя надеюсь и в Тебя верю. Прости меня, о Тот, Чья милость безгранична. Хвала Всевышнему, Который помог мне поститься и накормил меня, когда я разговлялся» ;
Дуа № 2
Транскрипция:
«Аллаахумма лякя сумту ва бикя ааманту ва алейкя таваккяльту ва ‘аля ризкыкя афтарту. Фагфирли яй гаффару ма каддамту ва ма аххарту».
اَللَّهُمَّ لَكَ صُمْتُ وَ بِكَ آمَنْتُ وَ عَلَيْكَ تَوَكَّلْتُ وَ عَلَى رِزْقِكَ أَفْطَرْتُ. فَاغْفِرْ لِي يَا غَفَّارُ مَا قَدَّمْتُ وَ مَا أَخَّرْتُ
Перевод:
«О Господи, я постился для Тебя (ради Твоего довольства мною), уверовал в Тебя, положился на Тебя и совершил разговение, используя дары Твои. Прости мне прошедшие и последующие прегрешения, о Всепрощающий!»
Во время разговения верующему желательно обращаться к Богу с какой-либо мольбой или просьбой, причем он может просить Творца на любом языке. В достоверном хадисе говорится о трех молитвах-ду‘а (мольбах), которые Господь непременно принимает. Одной из них является молитва во время разговения, когда человек завершает день поста .
Скажите, пожалуйста, как правильно начинать прием пищи в священный месяц Рамадан? Индира.
Вода, финики, фрукты.
Имам мечети, в которой я совершаю коллективную молитву, сказал, что прием пищи необходимо прекратить после призыва на утреннюю молитву, а остаток пищи, который находится во рту на момент призыва, необходимо выплюнуть и прополоскать рот. В том месте, где я живу, слышно призывы одновременно из нескольких мечетей, с интервалом времени от 1 до 5 минут. Насколько принципиально прекратить прием пищи с того момента, как я услышал первый призыв? И если были допущены подобного рода упущения, необходимо ли восполнить пост? Гаджи.
Восполнять пост не нужно. Расчет в любом случае примерный, а в аяте на этот счет сказано:
«…Ешьте, пейте, пока не станете отличать белую нить от черной [пока не появится на горизонте разделительная черта между приходящим днем и уходящей ночью] на рассвете. А после поститесь до ночи [до захода солнца, воздерживаясь от приема пищи, питья и интимных отношений с супругой (супругом)]» (см. ) .
В дни поста прекращайте прием пищи с началом азана из любой местной мечети, включая те, где на 1–5 минут позже.
Мой друг во время поста ел с вечера и на сухур не вставал. Разве его пост правилен с точки зрения канонов? Ведь насколько я знаю, нужно проснуться до восхода Солнца, проговорить намерение и принять пищу. Вильдан.
Утренний прием пищи желателен. Намерение - это, в первую очередь, вознамеренность сердцем, мысленный настрой, и реализовано оно может быть с вечера.
До которого часа можно принимать пищу утром? В расписании есть Фаджр и Шурук. На что ориентироваться? Арина.
Необходимо прекратить есть примерно за полтора часа до рассвета. Вы ориентируетесь по времени Фаджр, то есть по началу времени утренней молитвы.
Во время Рамадана так получилось, что я, то ли не услышал будильник, то ли он не сработал, проспал сухур. Но проснувшись на работу, я проговорил намерение. Скажите, пост, соблюденный таким образом, засчитывается? Арслан.
С вечера вы собирались встать утром и поститься, а значит, имели сердечное намерение. Наличия этого достаточно. Словесное намерение лишь дополнение к намерению сердцем, в мыслях.
Почему пост начинается раньше утреннего азана? Если после имсака и до азана принял пищу, действителен ли пост? Если нет, то почему? Омар.
Пост действителен, а запас времени (прописываемый в некоторых расписаниях) - для подстраховки, но канонической необходимости в нем нет .
Зачем на всех сайтах пишут время «имсак», причем всегда разное, хотя все ссылаются на хадис о том, что даже во время азана на утренний намаз Пророк разрешал дожевывать? Гульнара.
Имсак - желательная граница, в отдельных случаях очень желательная. Лучше прекратить пост за час и двадцать минут либо полтора часа до восхода солнца, указываемого в обычных отрывных календарях. Граница, которую нельзя переступать, - азан на утреннюю молитву, время которого указано в любом местном расписании намазов.
Мне 16 лет. Я первый раз держу уразу и многого еще не знаю, хотя с каждым днем нахожу для себя что-то новое об Исламе. Сегодня утром я проспала дольше обычного, проснулась к 7 утра, не произнесла намерения, меня мучили угрызения совести. И еще приснился сон, что я соблюдаю пост и приняла пищу раньше времени. Может, это какие-то знаки? Вот уже целый день не могу прийти в себя, на душе как-то тяжело. Нарушила ли я пост?
Пост не был нарушен, ведь вы намеревались поститься в этот день, и знали об этом с вечера. Произносить намерение лишь желательно. А тяжело на душе или легко зависит в значительной степени от вас самой: важно не то, что происходит, а то, как мы к этому относимся. Верующий относится ко всему позитивно, с энтузиазмом, заряжает других энергией, оптимизмом и никогда не теряет надежду на Божью милость и прощение.
У меня возник спор с приятелем. Он принимает сухур после утренней молитвы и говорит, что это позволительно. Я попросил его привести доказательство, но ничего внятного от него не услышал. Объясните, если вас не затруднит, можно ли принимать пищу после наступления времени утренней молитвы? И если да, то до какого периода? Мухаммад.
Такого мнения нет и никогда не было в мусульманском богословии. Если человек намеревается поститься, то крайним сроком приема пищи является азан на утреннюю молитву Фаджр.
Я держу священный пост. Когда наступает время четвертой молитвы, я сначала пью воду, кушаю, а потом иду молиться... Мне очень стыдно, что я сначала не молюсь, но голод берет вверх. Большой ли грех я совершаю? Луиза.
Нет греха, если время молитвы не вышло. А выходит оно с наступлением времени пятой молитвы.
Действителен ли пост, если я поел в течение 10 минут после азана на утреннюю молитву-намаз? Магомед.
Придется восполнить его одним днем поста после месяца Рамадан.
У нас молитву читают до того, как начинают разговляться, хотя у вас на сайте написано, что она читается после ифтара. Как быть? Farangis.
Если вы имеете в виду молитву-намаз, тогда первым делом следует попить воды, затем помолиться и уже после этого садиться есть. Если же вы говорите о молитве-ду‘а, то ее можно читать в любое время и на любом языке.
Подробнее об отсутствии канонической необходимости заблаговременного прекращения приема пищи (имсак) до азана на утреннюю молитву, что местами практикуется сегодня,
Хадис от Анаса, Абу Хурайры и др.; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, ан-Насаи, ат-Тирмизи и др. См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 197, хадис № 3291, «сахих»; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 312, хадис № 557; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 631.
Смысл в том, что в соответствии с Сунной человек во время, например, вечернего разговения первым делом пьет воду и может съесть несколько фиников. Затем совершает вечернюю молитву-намаз и уже после ест. Первое питье воды после дня поста промывает желудочно-кишечный тракт. Кстати, очень полезно пить натощак теплую воду с разбавленным в ней медом. В хадисе рекомендуется пищу (потребляемую после совершения вечерней молитвы) особо не разбавлять водою. Одновременное обильное питье и потребление еды ведет к затруднению пищеварения (снижается концентрация желудочного сока), несварению, порой к изжоге. В период поста это влечет за собой неудобства, связанные с тем, что вечерняя еда не успевает перевариться, и человек после этого либо не ест ранним утром, так как не испытывает голода, либо ест, но получается «еда на еду», что в еще большей степени затрудняет процесс переваривания пищи и не приносит ожидаемой пользы.
Хадис от Анаса; св. х. аль-Барраза. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 206, хадис № 3429, «хасан».
Хадис от Абу Зарра; св. х. Ахмада. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 579, хадис № 9771, «сахих».
Хадис от Анаса; св. х. Абу Дауда, ат-Тирмизи. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 437, хадис № 7120, «хасан»; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 314, хадис № 565, 566; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 632.
См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 632.
Приведу полный текст хадиса: «Есть три категории людей, мольба которых не будет отвергнута Богом: (1) постящийся, когда разговляется, (2) справедливый имам (предстоятель в молитве, духовный наставник; руководитель, государственный муж) и (3) притесненный [незаслуженно обиженный, униженный]». Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, ат-Тимизи и Ибн Маджа. См., например: Аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири: В 2 т. Каир: ат-Тавзи‘ ван-нашр аль-исламийя, 2001. Т. 1. С. 296, хадис № 513; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 213, хадис № 3520, «хасан».
В другом достоверном хадисе сказано: «Поистине, мольба постящегося [обращенная к Богу] во время разговения, не будет отвергнута». Хадис от Ибн ‘Амра; св. х. Ибн Маджа, аль-Хакима и др. См., например: Аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 296, хадис № 512; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 144, хадис № 2385, «сахих».
Также имеется хадис о том, что «не отвергаема мольба постящегося на протяжении всего дня поста». Св. х. аль-Барраза. См., например: Аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 296.
См., например: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 312, 313.
См., например: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 312, 313.
Ораза - это мусульманский пост. Может совершаться в любой день, кроме праздничных (ораза-байрам, Курбан-байрам). В девятый месяц исламского календаря (Рамазан) мусульмане обязаны держать пост. Длительность месяца составляет 29 или 30 дней и зависит от лунного календаря. Пост начинается с начала рассвета и заканчивается после захода солнца.
№2. Почему мусульманин должен поститься во время священного месяца Рамазан?
Месяц обязательного для мусульман поста является одним из пяти столпов ислама.
К пяти столпам ислама относятся: шахада, намаз, ораза, закят и хадж. Шахада - декларация веры, содержащая исповедание единобожия и признание пророческой миссии Мухаммада. Намаз - пять ежедневных молитв. Ораза - пост во время месяца Рамазан. Закят - обязательное пожертвование, религиозный налог в пользу нуждающихся. Хадж - паломничество в Мекку. В течение месяца Рамазан правоверные мусульмане в дневное время отказываются от приёма пищи, питья, курения и интимной близости. Полный отказ от простых человеческих нужд даже в самые жаркие и изнурительные дни даёт возможность мусульманам продемонстрировать силу своей веры. Во время поста они стремятся обуздать свои инстинкты и страсти. Помимо внешней чистоты в этот месяц постящийся старается строже соблюдать чистоту внутреннюю - освобождение от всех мыслей и действий, оскверняющих человека. Мусульмане считают, что соблюдение духовного и телесного поста в месяц Рамазан чрезвычайно позитивно воздействует на их души.
№3. Вреден ли мусульманский пост?
Врачи считают, что не вреден. К примеру, ночные приёмы пищи, как правило, умеренны, и желудку легче с ними справиться. Привыкая к небольшому количеству еды, пищеварительная система начинает работать лучше, а организм чистится от шлаков.
Мусульманский пост достаточно гибок и основан на том, что жизнь и здоровье человека - самое ценное для Бога. Поэтому если есть риск для вашего здоровья, держать пост не рекомендуется. В перечне на первом месте путники, беременные и кормящие женщины и дети (вообще, до семи лет, но имамы не рекомендуют растущему организму такой режим питания). Также нельзя держать пост болеющим людям - тем, кому нужно постоянно принимать лекарства и необходим нормальный режим дня и питания. Можно ли вам держать пост, должен определить лечащий врач. При этом путники и болеющие обязаны возместить пропущенные дни после окончания поста.
№5. Что такое ифтар и сухур?
Сухур, предрассветный приём пищи, и ифтар, вечернее разговение во время Рамазана, заменяют традиционное трёхразовое питание. Сухур совершают перед молитвой фаджр, до наступления рассвета. Ифтар - вечером после заката. При этом ночные приёмы пищи - обязанность постящегося мусульманина, они относятся к сунне пророка Мухаммада. Ежедневно перед тем как совершить пост, мусульмане произносят намерение приблизительно в следующей форме: "Я намереваюсь завтра (сегодня) совершить пост месяца Рамазан, ради Аллаха".
№6. Как войти в оразу, и что лучше есть во время вечернего приёма пищи?
Во время ифтара очень важно не объедаться. Потому что, во-первых, вам после него ещё желательно поспать (особенно если утром надо на работу), во-вторых, вам после него придётся молиться часа полтора, что затруднительно с полным желудком. Пророк Мухаммад разговлялся фиником и запивал его большим количеством воды. Врачи поддерживают этот способ питания и добавляют, что можно к финику съесть пару других сухофруктов - главное, их долго и тщательно пережёвывать. Они собьют зверский аппетит и тогда можно приступать к нормальному ужину. Любимый постящимися казахами бешбармак отменяется - врачи рекомендуют супы всех видов и в небольшом количестве. Во время ифтара жизненно необходимо больше жидкости - измождённый за день организм впитает её, как губка, восстанавливая водный баланс.
№7. Что лучше есть во время утреннего приёма пищи?
Утренний приём пищи должен насытить вас на как можно большее количество времени. Поэтому здесь можно и бешбармак, и плов, и другие сытные блюда, но только если вы после него не ляжете спать. В любом случае переедать тоже не стоит. Рекомендация врачей: на завтрак лучше есть кашу, даже если завтрак в четыре утра. Предпочтение отдаётся кукурузе и пшену - они перевариваются очень долго, насыщая организм необходимыми микроэлементами.
№8. Как минимизировать последствия жары и избежать обезвоживания?
К сожалению, с жарой невозможно ничего сделать, с обезвоживанием - тоже. Поэтому рекомендация врачей одна: постящиеся не должны проводить много времени на жаре, тем более на открытом солнце. Если уж улицы не избежать, держитесь в тени, обязательно наденьте головной убор и носите с собой бутылку воды - прополоскать рот и умыться, если почувствуете, что перегрелись. Из неё вам придётся и попить, если станет совсем плохо. Кондиционер и прохладный душ помогут вам остыть и продержаться до вечера. Главное, не переборщить, чтобы не простудиться. Ещё один совет, чтобы облегчить состояние днём: во время ифтара и сухура избегайте солёной и сладкой еды. Соль и сахар выводят из организма жидкость и усиливают чувства жажды и голода.
№9. Можно ли принимать лекарства во время поста?
Если вам необходим курс лечения, то проблему с принятием лекарств решит ваш врач. А если у вас заболела голова, то придётся подождать до заката, и только тогда принять таблетку. Любые лекарства должны попадать в организм с большим количеством воды, нельзя давиться таблетками всухую, тем более что так и до язвы недалеко.
№10. После каких сигналов организма следует немедленно прекратить пост?
Если кружится и нестерпимо болит голова, темнеет в глазах, не прекращается рвота, ноги не держат, а во всём теле ломота и нет сил - лучше сходить к врачу. Это может быть и временное явление - например, из-за перепадов давления в атмосфере. А может быть и признаком серьёзного заболевания. В любом случае, готовьтесь к тому, что все ваши хронические заболевания дадут о себе знать во время поста.
№11. Как выйти из поста, чтобы не навредить своему организму?
Здесь никаких особых рекомендаций нет, ведь ораза не голодание. Но существует основное правило, которого нужно придерживаться всегда, особенно когда дело касается еды. Это умеренность. Не стоит сразу же накидываться на обед из трёх блюд: ваша пищеварительная система может не выдержать такого праздника живота. Лучше взять себя в руки, разбить приёмы пищи на пять раз и приучить себя питаться правильно.
Пост - это воздержание от еды, питья и половой близости от рассвета до заката в месяц Рамадан, обязательное для каждого совершеннолетнего и разумного человека из числа верующих.
У поста имеется 3 обязательных (фард) действия:
1. Намерение.
2. Воздержание от еды и питья.
3. Воздержание от половой близости.
Приняв пищу до начала рассвета, желательно (мустахаб) вновь утвердить в своем сердце намерение поститься. Важно, чтобы намерение утверждалось не менее чем за час до времени полуденного намаза. Утверждения в сердце намерения поста достаточно. Если постящийся, не произнеся соответствующих слов, вознамерится в сердце поститься на следующий день, его пост будет правильным. Поощряемо выразить намерение, произнеся следующие слова:
Навайту ’ан ’аcума савма шахри Рамадани мина-л-фаҗри ’ила-л-магриби халисан ли-ллахи та‘ала.
Ради Всевышнего Аллаха я искренне намерился соблюдать пост месяца Рамадан от рассвета до заката.
Разговение (ифтар) после захода солнца солью, кусочком еды или водой является сунной. Поощряется также разговение финиками.
После ифтара читается следующая ду‘а:
Аллахумма лака сумту ва-бика ’аманту ва-‘алайка таваккалту ва-‘ала ризкика ’афтарту фа-гфир ли йа гаффар ма каддамту ва ма ’аххарту.
О Аллах, только ради Тебя я постился, в Тебя уверовал, на Тебя положился и Твоим питанием разговелся. О Прощающий, прости мои прошлые и будущие грехи.
Для постящегося мусульманина является сунной следующее:
1. Прием пищи до начала рассвета (сухур).
2. Намерение воздерживаться от грехов во время поста.
3. Чтение религиозных книг в свободное время.
4. Сразу после захода солнца, совершив вечерний намаз, приступить к разговению (ифтару).
Днем, во время поста, порицаемыми (макрух) являются следующие действия:
1. Пустословить.
2. Сквернословить.
3. Ругаться с кем-либо.
4. Долго находиться в бане.
5. Нырять и купаться в воде.
6. Жевать еду или жвачку.
7. Пробовать что-либо языком.
8. Целоваться с женой.
9. Держать уразу без разговения 2 дня подряд.
10. Совершать какой-либо грех.
Во время поста можно совершать 10 следующих действий:
1. Пробовать приобретаемый товар на вкус.
2. Прожевывать пищу для ребенка.
3. Накладывать сурьму на глаза.
4. Смазывать маслом усы или бороду.
5. Чистить зубы сиваком.
6. Делать кровопускание.
7. Лечиться пиявками.
8. Совершать полное омовение с кувшином.
9. Пропотеть, находясь в бане.
10. Мыться с мылом.
Пост нарушают следующие 3 действия:
1. Проглатывание пищи или лекарства размером с горошину.
2. Проглатывание одной капли воды или лекарства.
3. Половая близость.
Человек, нарушивший пост Рамадан по своей воле, обязан восполнить все пропущенные дни поста и совершить искупительные действия (каффарат) за его нарушение.
В качестве каффарата поста он должен освободить одного раба. Если невозможно найти раба или средства не позволяют купить его, то следует поститься 60 дней подряд. Если по причине слабости у верующего не хватает сил поститься 60 дней, то он должен накормить досыта 60 бедняков.
Пост верующего нарушается в тех случаях, если:
1. Он по своей воле вызовет у себя рвоту в количестве, наполняющем рот.
2. Он совершит предрассветную трапезу (сухур, думая, что рассвет еще не настал, в то время как уже рассвело.
3. Он приступит к разговению (ифтар), думая, что солнце зашло, в то время как оно еще не скрылось за горизонтом.
4. У него произойдет семяизвержение из-за объятий с женой (без половой близости).
В таких случаях постящийся должен восполнить нарушенные дни поста после Рамадана, не совершая каффарата.
Если у человека пост нарушится днем, то он должен не есть и не пить, как и постящийся, до захода солнца.
Пост верующего не нарушается в следующих случаях: если ему в горло попадет пыль, земля, шерсть или дым; если он проглотит свою слюну или остаток еды, застрявший между зубов; если он, забыв про пост, поест, попьет или вступит в половые сношения; если у него без половой близости произойдет семяизвержение.
Женщинам во время месячных и послеродового кровотечения поститься не нужно. Дни поста, пропущенные в Рамадане, надлежит восполнить после него.
Слабый пожилой человек, который не в состоянии поститься, вместо каждого дня поста должен накормить бедняка или дать ему столько денег, чтобы тот смог наесться досыта.
Если беременные и кормящие грудью женщины опасаются нанести вред своему здоровью или здоровью ребенка, а также если больные опасаются осложнений здоровья вследствие поста, то правильным для них будет не поститься. Все они должны восполнить пропущенные дни поста после Рамадана.
Путешествующим людям предпочтительнее не соблюдать пост. После возвращения из поездки им необходимо будет восполнить пропущенные дни поста. Неправильно нарушать пост человеку, который вышел в путь после рассвета. Если он его нарушит, то ему придется восполнить пост.
Для непостящегося путника, прибывшего из поездки домой днем, поощряемо воздержание от еды и питания до заката, как постящемуся.
Человек, не восполнивший по причине болезни пропущенные дни поста, должен оставить наследникам завещание о том, чтобы они раздали милостыню фидйа за оставшиеся за ним дни. Если человек, оставивший такое завещание, скончается, то его наследники должны будут раздать милостыню фидйа в размере 1/3 его имущества.
Соблюдать пост в понедельник, четверг, дни ‘Ашура (10-е число месяца Мухаррам), бара‘ат (15-е число месяца Ша‘бан), ‘Арафа (9-е число Зу-л-хиҗҗа), в первую неделю месяцев Зу-л-хиҗҗа и Мухаррам и в 3 дня полнолуния каждого лунного месяца является желательным (мустахаб) действием, за которое постящийся получает большое вознаграждение.
Неправильно нарушать дополнительный пост, необходимо (важиб) восполнить его после. Можно нарушить дополнительный пост из-за прихода гостей или приглашения в гости до времени полуденного намаза, но неправильно нарушать его после этого времени.
Порицаемым (макрух) является пост в дни праздников разговения (Ураза байрам, ‘Ид ал-фитр) и жертвоприношения (Курбан, ‘Ид ал-адха), в 3 дня ташрик (11-го, 12-го и 13-го числа месяца Зу-л-хиҗҗа) или только по пятницам и субботам.
Если 30-го числа месяца Ша‘бан после заката не появится месяц, то поститься 30-го числа до обеденного времени, ожидая известия о появлении месяца, является поощрительным (мустахаб). При известии о появлении месяца пост начинается. Если известие о появлении месяца не придет, то пост следует нарушить.
Если месяц не появится 29-го числа Ша‘бана, то поститься 30-го Ша‘бана, посчитав его за начало Рамадана, является порицаемым. Правильно в этот день поститься с намерением исполнить дополнительный пост.
Если во время захода солнца на месте восхода месяца нет облаков или пыли, то для определения начала месяцев Рамадан и Шаввал нужно, чтобы месяц увидели как можно больше людей. Свидетельства двух-трех человек в этом случае не являются достоверными.
Если место восхода месяца закрывают облака, пар или пыль, то для определения начала Рамаанна достаточно свидетельства одного вызывающего доверие человека - будь то мужчина или женщина - о появлении месяца. На следующий день следует начать пост Рамаанн.
Для определения начала месяца Шаввал принимается свидетельство о появлении нового месяца двух вызывающих доверие мужчин или одного вызывающего доверие мужчины и двух вызывающих доверие женщин. На следующее утро следует проводить праздничный намаз фитр.
Совершеннолетний и разумный мусульманин, остерегающийся совершения боль ших грехов, считается вызывающим доверие человеком.
В этом году в исламском мире священный месяц Рамадан продлится с 9 июля по 7 августа. Всем мусульманам следует соблюдать правила поста. Всем кавказцам рекомендую читать данный пост, чтобы они соотносили свое поведение и не позорили звание мусульманина.
Еще в тему
Правила поведения в месяц Рамадан
Священный месяц Рамадан является особенным месяцем в году. Есть изречение (хадис) Пророка Мухаммада, в котором говорится, что с наступлением месяца Рамадан открываются врата Рая, закрываются врата Ада и привязываются шайтаны, чтобы они не вредили мусульманам, не сбивали их с Пути Истины. Если бы люди знали все преимущества месяца Рамадан, то они бы пожелали, чтобы он длился вечно.В этом месяце многократно увеличиваются шансы кающихся быть прощенными, возможности перетянуть чашу весов своих деяний в сторону добра. Поэтому с наступлением месяца Рамадан необходимо просить прощения у Всевышнего Аллаха за ранее содеянные грехи, стараться совершать как можно больше добрых дел и воздерживаться от всего запретного, нежелательного, ибо награда за добрые деяния и наказание за совершение плохих деяний увеличиваются многократно именно в этом месяце.
Соблюдение поста в месяце Рамадан и награда за него является особым даром Всевышнего Аллаха мусульманам. «Пост соблюдается ради Меня, - говорит Всевышний, - и Я вознаграждаю за него». Смысл этих слов в том, что награда за пост увеличивается многократно, и счет тому знает только Всевышний Аллах.
ПОСТ В МЕСЯЦЕ РАМАДАН
Пост в месяце Рамадан является одним из столпов Ислама, т.е. одной из обязанностей, возложенных на каждого мусульманина Всевышним Аллахом.
Пост (саум) в переводе с арабского означает «воздержание». А по шаритату - это воздержание в течение светового дня от еды, питья, половых отношений и т.п., т.е. всего того, что нарушает пост.
Помните, пост - это не только воздержание от еды и питья, но и воздержание от грехов, совершаемых языком и другими частями тела. Не следует говорить о ком-либо плохо, делать дурные поступки, а наоборот, в этом месяце следует стараться совершать как можно больше добра.
Соблюдение поста по всем правилам очищает мусульманина как физически (от вредных накоплений в организме), так и духовно (от лени, беззаботности). Пост помогает сытому понять состояние голодного. Кроме того, он помогает осознать и оценить Милость Всевышнего Аллаха, которой Он одаряет Своих рабов и т.д.
Обязательный (фарз) пост предписан тем, кто является:
1. Мусульманином (мусульманкой);
2. Совершеннолетним (в среднем 14,5 лет);
3. Умственно полноценным;
4. Физически здоровым и способным соблюдать пост.
ОБЯЗАННОСТИ (ФАРЗЫ) ПОСТА
Чтобы пост стал действительным, необходимо соблюдать следующие условия:
1. Намерение (ният): оно совершается мысленно. Желательно (сунна) его произнести вслух. Форма нийята: «Я намереваюсь соблюдать завтра обязательный (фарз) пост месяца Рамадан этого года ради Великого Аллаха». В намерении уточняется день, месяц, год и упоминается, что пост является обязательным (фарзом).
Нийят необходимо произносить в каждый день. Например, если мы завтра собираемся держать пост, то намерение мы делаем сегодня после захода солнца и до начала рассвета следующего дня.
По забывчивости мы можем упустить время, в течении которого совершается намерение, и чтобы застраховать себя, можно сделать дополнительное намерение в начале на целый месяц. К примеру, если завтра первый день месяца Рамадан, то сегодня, после захода солнца и до рассвета делаем такое намерение: «Я намериваюсь по мазхабу имама Малика соблюдать весь месяц Рамадан обязательный пост этого года ради Великого Аллаха».
2. Воздержание от действий, прерывающих пост в период от начала рассвета до захода солнца.
3. Знание о времени начала и конца поста.
Пост начинается с момента наступления рассвета и заканчивается с заходом солнца.
ДЕЙСТВИЯ, ПРЕРЫВАЮЩИЕ ПОСТ
1. Прием пищи и питья
В период с момента наступления рассвета, т.е. до начала времени намаза и до захода солнца, т.е. до наступления времени вечернего намаза, необходимо воздерживаться от приема пищи, то есть нельзя ни есть, ни пить. Кроме того, ничего не должно поступать вовнутрь тела через естественные отверстия (рот, нос, уши, глаза, половые органы, анальное отверстие). Например, нельзя чтобы вода зашла в ушное отверстие, нельзя курить и т.д. Но если человек съест или выпьет что-либо, забыв, что соблюдает пост, то он не нарушается. В этом случае, он, вспомнив об этом, обязан тут же прекратить есть или пить. Если же постящийся, совершая омовение, наберет воды в рот, помня о посте, и чрезмерно полоская рот, проглотит ее, то пост нарушается.
Перед рассветом, после употребления пищи, то есть до начала поста необходимо тщательно очистить полость рта от остатков пищи, так как если во время поста проглатывются мелкие остатки пищи, оставшиеся между зубов или в другой части полости рта, то нарушается пост.
Если постящийся проглотит слюну, то пост не нарушается, а, проглотив мокроту, поступающую в ротовую полость, нарушается. Но если мокрота из горла поступила в желудок, минуя полости рта, то пост считается не нарушенным. Если десны кровоточат и постящийся проглотит кровь со слюной, то в этом случае пост нарушается.
2. Рвота.
Во время поста нельзя сознательно вызывать рвоту, ибо это нарушает пост. Если же постящийся вырывает против своей воли, то пост не нарушается, в этом случае следует только прополоскать рот.
3. Половые отношения.
Половая близость во время поста, то есть в период от начала рассвета до захода солнца, не только нарушает пост, но и оскверняет его. Поэтому в таких случаях необходимо не только возместить пост, но и выплатить определенный размер штрафа (кафара) (штраф возлагается только на мужчин). Штраф в этом случае предусматривает дополнительные посты два месяца подряд, то есть без перерыва, а если состояние здоровья не позволяет поститься, то необходимо накормить 60 бедняков. Супругам также нежелательно заниматься интимными ласками.
Супругам, имевшим ночную близость, желательно искупаться до начала поста. Но если они не успеют искупаться до начала рассвета, то пост не нарушается. Здесь уместно напомнить, что в состоянии осквернения, то есть, не искупавшись после близости, нежелательно спать, есть, пить, не сделав хотя бы омовение.
4. Оргазм (семяизвержение)
Оргазм, произошедший в состоянии бодрствования, независимо от того, произошел он в ходе половой близости или при других возбуждающих обстоятельствах (ласки, поцелуи и т.д.), также нарушает пост. Но если оргазм произошел во время сна (поллюция), то это не нарушает пост. В этом случае следует искупаться и продолжить пост.
5. Менструация и роды (послеродовые выделения).
Появление менструации даже перед заходом солнца нарушает пост.
МАКРУХИ ПОСТА (как в месяце Рамадан, так и в другое время).
1. Поститься несколько дней подряд без принятия пищи. К слову сказать, пост несколько дней подряд без принятия пищи был разрешен только пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует. Сам же он запрещал своим сподвижникам совершение такого непрерывного поста.
2. Частые поцелуи. Понятно, что при возбуждении это может закончиться либо семяизвержением, либо половым актом, а второе не исключает первого.
3. Трата времени на бесполезные вещи.
4. Проба пищи на вкус. Если женщина знает, что нужно положить то-то и то-то, и если пробовать еду на вкус не обязательно, то этого делать нельзя.
5. Жевать жевательную резинку, даже сплевывая слюну. Жевать определенные листья нежелательно.
6. Действия, ослабляющие постящегося. Пример: кровопускание.
7. Полоскать горло.
8. Долго мыться в бане, купаться в бассейне, так как есть опасность попадания воды в рот.
ЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПОСТА
1. Согласно хадисам Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) желательно своевременный принять пищу, не затягивая, сразу после наступления времени вечернего намаза.
Открывать пост желательно фиником, чистой водой или же чем-нибудь сладким.
2. К еде желательно приступать с именем Аллаха, то есть со словами: «Бисмиллаhи ррахIмани ррахIим» и с мольбой о принятии поста.
3. Желательно принять пищу перед началом времени поста, то есть до рассвета, и рекомендуется прекратить еду примерно за 15-20 минут до наступления времени утреннего намаза (начала рассвета).
4. Желательно также накормить вечером тех, кто постился. Согласно хадису, тот, кто накормил вечером постившегося, получит такую же награду, как и тот, кто постился. Притом награда тому, кто постился, от этого не убавляется.
ДЕЙСТВИЯ, НА КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ
Во время поста надо беречь основные свои органы (части тела) от запретного и нежелательного, использовать их для служения Всевышнему Аллаху, выполняя Его Волю.
1. Глаза надо беречь от взгляда на недозволенное.
2. Язык необходимо беречь от лжи, споров, упоминания другого
человека недобрым словом, от бесполезных разговоров и ненужных слов.
3. Уши необходимо оберегать от слушания лжи, клеветы, споров, упоминания отсутствующих людей недобрым словом, бесполезных речей и ненужных слов, то есть необходимо удалиться из мест, где ведутся такие разговоры.
4. Ноги нужно беречь, чтобы они не ходили в недозволенные места с целью выполнения недозволенного, нежелательного, ненужного.
5. Руки необходимо беречь, чтобы они не делали недозволенное, нежелательное, ненужное.
6. Живот необходимо беречь от употребления недозволенной пищи и питья, добытой недозволенным способом (харам), в особенности от употребления алкоголя.
УВАЖЕНИЕ К МЕСЯЦУ РАМАДАН
В месяце Рамадан в дневное время нередко можно увидеть людей, считающих себя мусульманами, с сигаретой во рту, грызущими семечки, пьющими напитки или жующими что-нибудь. Такое демонстративное проявление пренебрежительного отношения к посту в месяце Рамадан является еще большим грехом, чем его несоблюдение. Таким образом, эти люди совершают двойной грех, не говоря уже о проявлении невоспитанности и бескультурья.
Место силы на Кавказе для всех людей всех конфессий находится в предместьях Ставрополя. Там сейчас строится целый новый город -
Каждую ночь перед постом нужно произносить намерение (нийят) . По достоверному слову, намерение, произнесённое в начале ночи, тоже является достаточным. Есть алимы, которые говорят, что недостаточным является намерение, произнесённое в первой половине ночи, и необходимо произнести его во второй половине, объясняя это тем, что вторая часть ночи ближе непосредственно к посту. Если после произнесения намерения ночью ещё до рассвета совершить действия, нарушающие пост (приём пищи, близость с женой), это не повредит посту. Если кто-то после произнесения намерения уснул, то намерение обновлять не нужно, но желательно. Впадение в неверие (куфр), (муртадство) портит намерение. Если человек , впавший в куфр, покается до рассвета, ему необходимо намерение обновить. Намерение, произнесённое ночью, во время близости с женой, тоже достаточно для поста.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: |
Всё о Рамадане |
Намаз-таравих |
Всё, что нужно знать постящемуся в месяце Рамадан |
Женщина в Рамадан |
О поцелуях во время поста |
Лучшая еда для ифтара в месяц Рамадан |
Рамадан - месяц поста и молитвы, а не "праздник желудка" |
Рамадан: поститься ли детям? |
О посте в Рамадан в вопросах и ответах |
Пост в Рамадан по ханафитскому мазхабу |
Выплата закят-уль-фитр по завершению поста в Рамадан |
месяц Корана |
Как вести себя в месяце Рамадан? |
Если забыл прочитать намерение ночью
Если кто-либо до наступления рассвета забыл произнести намерение, то пост в этот день не будет считаться. Но из уважения к Рамадану в этот день он не должен делать что-либо, нарушающее пост. Для желательного поста достаточно произнести намерение до обеда дня поста, так как для него не является условием произнесение намерения ночью.
Также при намерении можно не называть месяц и день для суннат-поста (Шавваль, Ашура, Арафа, белые дни и т.д.). Достаточно сказать «поститься завтра», но лучше называть эти дни. Вместе с тем, если в эти дни произнести намерение соблюдать пост (возмещающий или другие суннат - посты), то можно получить воздаяние как за оба поста.
Лица, пропустившие пост в месяц Рамадан
1. Это те, которым не нужно выплачивать каффарат – фидья, они лишь возмещают пост.В эту категорию входят шестеро, которые должны соблюдать имсак: потерявший сознание; опьяневший по своей вине; сошедший с ума; пропустивший пост в пути (путник); больной или тот, кто от голода, жажды, тяжёлой работы или имея грудного ребёнка , или беременна и, боясь трудностей, которые могут их постигнуть при посте, не постились, а также и женщина в период месячных и послеродовых выделений. Эта вся категория обязана лишь возместить пропущенный пост. Все четыре имама согласились с тем, что, если находящийся в пути человек по своему желанию прервёт пост, поев или выпив воду, то этот день он должен возместить и в остальное время дня соблюдать имсак. Более того, имамы Абу Ханифа и Малик говорят, что он должен выплатить каффарат.
По мазхабу имама Ахмада каффарат на такого не налагают, по наиболее достоверному слову имама аш-Шафии – тоже не налагают. Также имамы согласились с тем, что пропущенный по своему желанию один пост нужно возместить одним постом. Рабиа сказал, что нужно возмещать двенадцать дней, Ибну Мусай сказал, что по каждому дню возмещается по месяцу, Нахаи говорит, что тысяча дней нужно возместить, а Ибну Масуд сказал, что, всю жизнь возмещая, не восполнить пропущенный в месяц Рамадан пост;
2. Те, которые выплачивают лишь фидья, т. е. не должны возмещать посты. Это неспособные поститься старики; безнадёжно больной (это определяется заключением одного или двух богобоязненных врачей).Неспособность поститься определяют по сильной непривычной трудности, которая настигнет человека с постом или болезнью, которая позволяет совершить таяммум. Неспособными же они должны быть во все времена . К примеру, если эти оба человека (старик и больной) могут поститься в холодное время года или в короткие дни, то они в это время должны возмещать посты;
3. Те, которые должны и пост возмещать, и фидья выплачивать. Это женщины , имеющие грудного ребёнка , или беременная , пропустившие пост из беспокойства за жизнь ребёнка . Беспокойством за жизнь ребёнка считается тогда, когда велик риск к выкидышу или молоко в груди может кончится, вследствие чего ребёнок может умереть или сильно ослабеть. Женщины , которые из страха за себя или за себя и за ребёнка пропустили пост, не должны выплачивать фидья, а должны лишь возместить его. От количества