Кошерная еда: правила приготовления. Что значит кошерное питание Кошерные правила по приготовлению пищи
Многие слышали такое понятие, как "кошерно". Что значит этот термин? В каких случаях его употребляют? Какое происхождение имеет данное понятие? В статье найдутся ответы на эти вопросы.
"Кошерно" в переводе с иврита означает "пригодно". Поэтому под понятием "кошерное питание" сегодня следует понимать процесс поддержания жизни и здоровья с помощью пищи, которая при этом не наносит вреда человеку.
Иудаизм - самая древняя в мире монотеистическая религия - предполагает соблюдение религиозных предписаний, норм и правил - кошер, которые относятся не только к одежде, косметическим средствам, но и к продуктам. Согласно этой установке, евреи должны осуществлять приготовление пищи в соответствии с законами кашрута и строго в определенное время.
Основной целью закона считается, что кошера - рациональное и здоровое питание, создающее гармонию в развитии человеческого организма.
Кошерная пища
В предписаниях Моисея, которые находят свое отображение в письменном пятикнижном законе «Тора», указано, что некошерная пища скверно сказывается на здоровье индивида, снижается его религиозный уровень и ухудшается чувствительность, поэтому он не способен к духовному восприятию.
Этот закон гласит, что человек, вкусивший мясо хищника, способен к проявлению агрессии и способен сбиться с пути истинного. Поэтому чистой пищей будет считаться только филе травоядных зверей. Мясо хищников относят к трефным продуктам, т. е. запрещенным.
Особенности кошерного питания и продуктов
Кошерное питание предполагает использование человеком строго чистой пищи. По еврейским предписаниям все виды растений - это пригодные для употребления продукты. Однако не вся рыба, мясо птиц или животных будет кошерной пищей.
Кровь забитых в определенном порядке птиц, животных или рыб должна быть абсолютно исключена из рациона питания, кроме рыбы. Обязательным условием при умерщвлении животных является пользование резником острого ножа: чтобы животное не мучилось, процесс забоя нужно проводить быстро.
До того как приступить к процессу варки или жарки мяса, оно проходит стадии вымачивания в воде, затем выдерживается в специальном рассоле, и в конечном итоге его хорошо выполаскивают.
Осуществляется процесс разделки и проверка соответствия условиям и критериям кошерности особым квалифицированным специалистом - шохетом, который имеет определенное разрешение на убой животного. Кроме того, свинья у евреев считается нечистым животным, поэтому свинина никогда не будет кошерной.
Таким образом, учение "Тора" вразумляет человеку дисциплину и ограничения, воспитывает антипатию к пролитию крови и жестокости.
Список кошерных продуктов и блюд
Кошерная пища делится на три категории: мясная («басар»), молочная («халяв») и нейтральная («парвэ»). Основной принцип кошерного питания состоит в полном отделении молочной пищи от мясной. Специально для того, чтобы позиция кошерности была соблюдена, используются особые столовые и кухонные приборы и посуда. Кашрут требует окунания некоторой посуды в микву перед их первоначальным использованием.
Процесс приготовления таких продуктов по данным принципам предполагает подготовку пищи в специально отведенных для этого местах.
Продукты нейтральной категории могут употребляться в пищу одновременно с одной из этих категорий. К этой разновидности принадлежат те фрукты и овощи, которые не контактировали с некошерными продуктами или не червивы.
Список чистых продуктов довольно большой. Это макаронные изделия и бобовые, свежие, консервированные или замороженные фрукты и овощи, постное, арахисовое и оливковое масла, определенные виды спиртных и безалкогольных напитков, отдельные марки чая и шоколада.
Этот список можно продолжать, однако в любом случае необходимо обращать внимание на упаковку товара: на нем обязательно будет знак кошерности. В том случае, если знак отсутствует, необходима консультация у раввина.
Как приготовить кошерные блюда? Пригодными считаются такие, в процессе приготовления которых применялись определенные продукты. Поэтому кошерным необязательно будет считаться блюдо, которое прошло проверку у раввина, либо было приготовлено на израильской кухне или в еврейском ресторане. Совсем нет. Кошерное блюдо очень легко можно приготовить самому, учитывая все признаки кошерности для продуктов, которые есть у вас в холодильнике на кухне. Однако основной и главный признак - это, конечно, чистота в их приготовлении.
Об особенностях продуктов, которые пригодны для использования в пищу, мы поговорим ниже.
Кошерное мясо
Еврейская кухня предполагает использование мяса парнокопытных жвачных животных, питающихся травой. У них, благодаря мускулистому и железистому отделениям желудка, происходит тщательное переваривание пищи. Это и коровы, и овцы, и козы, и лоси, а также газели. Кроме того, сюда относят животных, у которых нет разреза копыт: кроликов, верблюдов и даманов. В "Торе" можно найти полный перечень кошерных животных.
Согласно кашруту "Торы", кошерное мясо - это куры, гуси, утки и индейки. Однако есть все-таки исключения: мясо хищных теплокровных яйцекладущих животных.
Кошерная молочная продукция
Относится ли к молочной продукции понятие "кошерно"? Что значит оно? Пригодной продукцией считается молоко, которое получено от чистых животных. Только в этом случае продукт является допустимым к употреблению. В ином случае он не может быть использован в пищу.
Кошерное питание имеет целый ряд специфических обычаев и традиций. Принцип кошерности гласит, что после употребления молока или другой молочной продукции нужно прополоскать рот и вкусить твердой нейтральной пищи, которая не прилипнет к небу.
Очень распространенным считается обычай делать перерывы между приемами разных категорий кошерной пищи. Для вкушения мяса нужен перерыв в 30-60 мин. После еды твердых сортов сыра и между употреблением "басар" и "халяв" необходимо подождать 6 часов. Молоко можно есть с рыбой, но из разной посуды.
Рыба, которую относят к кошерной
Ее не нужно убивать особым способом. Однако здесь тоже существуют исключения: кошерная рыба должна быть с наружным роговым покровом и конечностями. Это треска, камбала, тунец, щука, форель, лососевые, сельдь, палтус, пикша. Нельзя употреблять в пищу ракообразных членистоногих и мягкотелых. Насекомые, змеи и черви также не относятся к чистым видам продуктов.
Евреи не едят рыбу вместе с мясными продуктами, но их можно ставить на стол вместе.
Кошерное "парвэ"
Как уже отмечалось ранее, к категории "парвэ" принадлежат даже необработанные фрукты и овощи. Единственным условием для соблюдения кошерности в этом случае является отсутствие в этих продуктах насекомых. Поэтому фрукты, овощи, которые подвержены порче жучков и других насекомых, подвергаются тщательной проверке и обработке.
Яйца птицы также относятся к нейтральной категории. Однако в пищу разрешены в основном продукты домашней птицы с неодинаковыми концами, а именно курицы, гуся, индейки, допускается также фазана и перепелки. Нечистыми считают евреи яйца хищников или тех, которые питаются падалью. Продукты с кровянистыми вкраплениями относятся к некошерным. Поэтому перед употреблением их проверяют.
Эти виды чистой продукции не требуют даже наличия специального знака и в любых комбинациях могут смешиваться с другими. Однако если они были смешаны с молочными или мясными видами, то уже не относятся к категории "парвэ".
Где можно встретить такую продукцию
Кошерная продукция маркируется специальным знаком, который гарантирует соблюдение принципов такого питания, их полезность, экологичность и высокое качество. В связи с некоторыми трудностями приготовления подобной пищи, цена на пригодные для евреев товары значительно отличается от цен на продукты питания, которые можно найти на рынке или в супермаркете.
Где чаще всего кошерное питание считается традиционным? В основном пригодные продукты можно найти в Израиле, однако в последнее время даже население других стран придает большое значение правильному питанию, поэтому найти такую продукцию можно практически везде. А удостовериться в ее качестве поможет наличие кошерного знака раввина, который контролировал процесс производства продукта.
Изначально слово «кошер» (ивр.) буквально означало «подходящий», «пригодный». Со временем оно стало использоваться более широко, обозначая все, что подходит еврею в соответствии с религиозными правилами, например, «кошерная одежда» или «кошерный образ жизни». Но в первую очередь, законы кашрута касаются продуктов, пригодных в пищу евреям.
Вот некоторые основы законов кашрута.
- Некоторые виды животных и их молоко, а также некоторые виды птиц и их яйца разрешены для употребления, тогда как остальные запрещены, например, свинина, моллюски и многое другое.
- Мясо и молоко запрещено готовить и употреблять вместе. Для мясного и молочного нельзя использовать одну и ту же посуду, должны быть отдельные наборы посуды, а между принятием в пищу мясного и молочного необходимо сделать определенный перерыв.
- Разрешенные животные и птицы должны быть забиты , предельно безболезненным для животных и чтобы сразу вытекало максимальное количество крови – такой способ называется шхита . Некоторые части, включая кровь теплокровных животных, в пищу запрещены (кровь рыбы разрешена).
- Фрукты, овощи и крупы в основном всегда кошерны, но должны быть проверены на отсутствие насекомых. Вино, виноградный сок и другие напитки, содержащие виноград, должны быть специально сертифицированы.
- Даже небольшое количество некошерного вещества или продукта может сделать пищу не пригодной для еды.
- Все прошедшие обработку продукты питания, фабрики по производству продуктов и рестораны требуют сертификации надежным раввином или специальным агентством по надзору за кашрутом.
История кашрута
Законы кашрута народ Израиля получил от Самого Бога в Синайской пустыне. Моше научил евреев, как правильно их соблюдать. Основы этих законов записаны в Торе, в книгах Ваикра (гл. 11) и Дварим (гл. 14). Уточняющие детали изустно передавались из поколения в поколение и наконец были записаны в Мишне и Талмуде. Позже Раввинский Суд принимал различные постановления, гарантирующие соблюдение этих законов.
На протяжении более 3 тысяч лет истории народа Израиля соблюдение кашрута было отличительной особенностью еврейской идентичности. Законы кашрута наглядно демонстрируют, что иудаизм нечто большее, чем просто религия в общепринятом смысле этого слова. Для еврея святость не ограничивается моралью и ритуалами, скорее, вся жизнь целиком является чем-то священным. Даже кажущаяся такой будничной забота о пропитании говорит об отношениях с Богом и уникальности еврейской жизни.
Что значит кашрут
Мицва (заповедь) — это Божественное повеление, исполняя которое человек приближается к Богу. Законы кашрута не поверяются законами логики и не ориентированы на предписания диетологов (как предпочитают думать многие не евреи). Это то, что заповедал нам Бог, и, выполняя Его волю, мы создаем и укрепляем с Ним связь.
Наши мудрецы отмечают различные преимущества кашрута: духовное очищение, безусловная польза для духовного и физического здоровья, гуманное отношение к животным, способ защититься от ассимиляции и т.д.
Нахманид, великий мудрец ХII века, указывает, что «птицы и многие из млекопитающих, запрещенных Торой, являются хищниками, в то время как среди разрешенных животных таковых нет; нам велено не употреблять в пищу этих животных, потому что мы не должны примерять эти качества на себя». Поэтому кашрут можно рассматривать и как «питание для души».
Как есть продукты, полезные и вредные для организма, так есть продукты, которые питают еврейскую душу и те, которые влияют на нее негативно.
Однако мы соблюдаем законы кашрута – и это важнейший принцип — не потому, что руководствуемся такими обоснованиями, а потому что это воля Творца.
Какие животные считаются кошерными?
- Млекопитающие . Млекопитающее кошерны, если у них есть две особенности одновременно: раздвоены копыта и они отрыгивают жвачку. Например, коровы, овцы, козы и олени кошерны, а свиньи, кролики, белки, медведи, собаки, кошки, верблюды и лошади — нет.
- Птицы . В Торе перечислены 24 не кошерных вида птиц, в основном хищных и питающихся падалью. Кошерные птицы – это, например, домашние виды кур, уток, гусей, индюков и голубей.
- Рептилии, амфибии, черви и насекомые . За исключением 4 видов саранчи, которые в наше время невозможно идентифицировать, все они не кошерны.
- Рыба и морепродукты . Из рыб кошерны те, что имеют одновременно плавники и чешую. Например, лосось, тунец, зубатка, скумбрия, щука, камбала, карп, сельдь и пр. А сом, акула, осетр, белуга, рыба-меч, минога, омар, моллюски, крабы, креветки и др. запрещены.
Убой и приготовление кошерного мяса
Кошерные млекопитающие и птицы должны быть убиты при помощи специальной процедуры, называемой
шхита
, во время которой горло животного мгновенно, точно и безболезненно разрезают очень острым и совершенно гладким (без зазубрин) ножом, который называется
халаф
. Делать это может только
шойхет
— высококвалифицированный и специально обученный мясник, который обязательно должен быть богобоязненным и соблюдающим заповеди человеком.
Животное, которое умирает само или забито другим способом, не пригодно к употреблению, даже если по сути является кошерным. Также строго запрещено употреблять в пищу плоть, отделенную от живого животного — этот запрет на самом деле является одним из 7 универсальных законов сыновей Ноаха и является единственным законом, связанным с кашрутом, который применяется в равной степени как к не евреям, так и к евреям.
Подготовка мяса к кошерованию включает в себя удаление некоторых запрещенных жил и жиров из туш крупного рогатого скота. Эти части в основном находятся в задней части животного, и из-за сложностей, связанных с их удалением, задняя часть обычно не продается как кошерная.
Удаление крови
Согласно Торе кровь млекопитающих и птиц полностью запрещена для употребления. В течение 72 часов после убоя животного вся содержащаяся в нем кровь удаляется с помощью специального процесса вымачивания и высаливания. (Сегодня подавляющее большинство кошерного мяса продается уже очищенным от крови).
Печень, которая имеет особенно высокое содержание крови, перед употреблением в пищу должна пройти еще специальную процедуру обработки огнем.
Молоко, яйца и мед
Правило, упомянутое Талмудом, гласит: «Что происходит от кошерного животного — кошерное; то, что происходит от не кошерного животного, не кошерное.
Таким образом, молоко и яйца кошерны только тогда, когда они происходят из кошерных животных. Кроме того, все яйца следует тщательно проверить перед использованием, чтобы убедиться, что они не содержат следы крови зародыша.
Мед не считается животным продуктом, поэтому является кошерным при том, что пчелы не кошерны.
Разделение молока и мяса
По закону Торы мясо и молоко, а также все их производные запрещено готовить и употреблять вместе. Для мясного и молочного используют отдельные наборы посуды, а между принятием в пищу этих категорий продуктов выжидают определенный период времени.
Кошерные продукты подразделяются на 3 категории:
- Мясное (басари) включает мясо, внутренности и кости млекопитающих и птиц, а также все блюда, включая супы, соусы и подливы, изготовленные из них, и вообще любую пищу, содержащую даже небольшое количество мяса и его производных.
- Молочное (халави) включает молоко любых кошерных животных, все произведенные из него молочные продукты (сливки, масло, сыр, творог и т. д.) и вообще любую пищу, содержащую даже небольшое количество молока и его производных.
- Парве включает в себя те продукты, которые не являются ни мясными, ни молочными. Например, яйца, все фрукты и овощи, грибы, злаки и крупы. Продукты из этой категории можно смешивать и употреблять как вместе с мясом, так и с молоком. Рыба также имеет статус парве, тем не менее, считается правильным не есть ее одновременно с мясом из-за некоторых проблем, упомянутых в Талмуде.
Продукты массового производства
Фрукты, овощи и крупы в основном всегда кошерны, но для употребления в пищу они должны быть без насекомых и промыты.
К продукции, выращенной в Израиле, особые требования в связи с кашрутом. Прежде, чем ее можно будет употребить в пищу, от каждого урожая должна быть отделена десятина, и следует проявлять особую осторожность, поскольку плоды, выросшие в течение первых 3 лет после посадки деревьев (орла ), непригодны для употребления, а еще существуют специальные законы относительно того, что выросло и созрело в течение 7-го, субботнего, года – года шмиты .
Поэтому продукцию из Израиля следует приобретать, только если она поставляется с надежным сертификатом кошерности, и быть особенно осторожным в год шмиты. Овощи, фрукты, ягоды других стран мира тоже кошерны, но все они нуждаются в проверке на наличие насекомых.
Халав Исраэль
Законы кашрута предусматривают, что в идеале все молочные продукты должны быть халав исраэль (букв. «еврейское молоко»). Это значит, что евреи, соблюдающие Тору, должны присутствовать при изготовлении молочных продуктов, начиная от дойки и до конца обработки продукта, чтобы проследить, что было использовано только молоко от кошерных животных, оно надоено в разрешенное время и в дозволенных санитарных условиях.
В некоторых западных странах, включая США, в принципе незаконно продавать молоко не кошерных животных, называя его молоком.
Многие галахические авторитеты разрешают использовать молочные продукты не халав Исраэль в тех местах, где могут возникнуть сложности с их производством и покупкой. Поэтому рекомендуют полагаться на специально проводящиеся проверки, обеспечивающие достаточную гарантию.
Однако другие указывают, что требование использовать только «еврейское молоко» объясняется не только техническими причинами, но и духовными. Однако не все согласны с тем, что предпочтительнее использовать только Халав Исраэль.
«Еврейская» еда
Немало раввинских постановлений ориентировано главным образом на то, чтобы защитить евреев от смешанных браков и ассимиляции. В разные исторические периоды мудрецы запрещали употреблять вино, хлеб и готовые продукты, произведенные не евреями, даже если все это не содержало каких-либо не кошерных ингредиентов.
Бишуль Исраэль (еврейская варка)
Запрет на еду, приготовленную не евреем, применяется только в следующих случаях: а) это пища, которую нельзя есть сырой; б) в некотором роде особенная (изысканная) еда, «пригодная для того, чтоб быть поданной на стол короля». А все продукты, которые не подпадают под эти категории, должны содержать только кошерные ингредиенты, быть приготовленными в кошерной посуде и соответствовать всем другим законам кашрута.
Пат Исраэль (еврейский хлеб)
Запрет на употребление не еврейского хлеба распространяется только на домашний хлеб, а не на тот, который приготовлен в коммерческой пекарне. Тем не менее, обычаем многих общин стало использовать только Пат Исраэль (или Пас Исраэль), а не следовать этому облегчению закона.
Если еврей так или иначе участвует в процессе выпечки или в приготовлении другой пищи, например, включает духовку, разрешается есть эту пищу. Однако сефардская традиция требует еще, чтобы блюдо было поставлено на огонь именно евреем.
Еврейское вино
Вино, виноградный сок и другие напитки, содержащие виноград, должны быть специально сертифицированы. Этот особый статус существует, поскольку когда-то вино использовалось в священном служении в Храме, и еще потому, что вино можно было осквернить, используя его в языческих обрядах. Поэтому закон Торы требует, чтобы вино производилось и обрабатывалось исключительно евреями, соблюдающими законы Торы, без какого-либо участия не евреев.
Отдельная посуда
Даже небольшой процент попадания некошерного вещества — всего лишь 1/60 (1,66%) объема пищи, а в некоторых меньше, приведет к тому, что кошерная пища перестанет быть кошерной. Точно так же и посуда, которая контактирует с горячей пищей, поглощает ее вкус и впоследствии может передать его другой пище, а потому тоже должна быть кошерной.
Например, буханка хлеба, испеченная в форме, смазанной жиром, содержащем небольшой процент сала; фруктовый сок, пастеризованный в том же оборудовании, что и не кошерное молоко, или вегетарианское блюдо, приготовленное в кухне ресторана в той же посуде, в которой раньше было приготовлено не кошерное блюдо, — все это будет считаться не кошерным, если доля не кошерного вещества превышает допустимый процент.
Именно по этой причине для мясных и молочных блюд используется разная посуда, а для продуктов питания, обработанных или приготовленных вне еврейского дома (где соблюдают все предписания), необходима надежная сертификация кошерности.
Даже малейший след или «вкус» некошерного вещества сделает пищу не кошерной. Так что мало покупать только кошерную пищу, кухня тоже должна быть кошерной, то есть все кухонные принадлежности и поверхности, на которых происходит приготовление пищи, используются исключительно для кошерной пищи, а для мясных и молочных продуктов есть отдельные кувшины, горшки, столовые приборы, посуда, поверхности, на которых готовят, и настольные покрытия.
Общее правило заключается в том, что каждый раз, когда горячая пища контактирует с другой пищей или посудой, эта еда или посуда будут поглощать ее вкус. Также холодные продукты и посуда при определенных обстоятельствах будут передавать вкус (например, когда острая, кислая или соленая пища разрезаются определенным ножом, или когда она находится в определенной посуде в течение длительного периода времени). Таким образом, пища, приготовленная на кухне или в сосуде, где до этого готовили некошерную пищу, так же становится некошерной (если только речь не идет о вкусе, “поглощенном” из посуды во время специального процесса кошеровки).
Сертификат кашрута
Тонкости современных технологий производства продуктов питания практически не позволяют никому, кроме специального эксперта в данной области, знать наверняка, содержит ли обработанная пища какие-либо следы некошерных ингредиентов. Таким образом, все продукты питания, подвергающиеся обработке, а также рестораны и производства требуют сертификации надежным агентством по надзору за кашрутом или высококвалифицированным раввином.
Проверяйте этикетки готовых продуктов и сертификаты кашрута ресторанов и гостиниц на наличие определенного установленного символа кашрута.
На духовной ноте
«Еврейское питание» — это прежде всего соблюдение законов о кошерной пище. Но, кроме того, это также говорит о том, что процесс употребления пищи должен быть связан с осознанием истинного Источника нашего пропитания и самой цели еды.
«Познавай Его всеми возможными путями», — говорит царь Шломо в книге Мишлей. «Все твои дела должны быть во имя Небес», — говорит Пиркей Авот. Еврей служит Господу не только посредством изучения Торы, молитв и соблюдение заповедей, но также и всеми своими даже самыми простыми деяниями, в том числе, казалось бы, будничным процессом употребления пищи.
Бывают случаи, когда акт употребления какой-либо еды сам по себе является заповедью, например, вкушение мацы на Песах. Но даже когда это не так, евреи не просто едят, они делают это во имя Небес — с намерением использовать энергию, полученную из пищи, для служения Богу. Каббалисты учат, что, когда мы едим с такими мыслями, произнося необходимые благословения до и после еды, мы поднимаем физическую пищу на другой уровень, используя божественную искру, которую она содержит, для выполнения цели, ради которой она была создана.
Термины, связанные с кашрутом
Кошер:
общий термин, который относится ко всему, что подходит для употребления или использования евреем, включая кошерную пищу.
Треф: (ивр.) буквально «разодранный» — термин изначально относится к животному, которое погибло или было убито любым способом, кроме шхиты; позже его стали использовать применительно к любым продуктам и блюдам, не пригодным для употребления в пищу евреем.
Парве: (идиш) «промежуточные» — нейтральные продукты, которые не являются ни мясными, ни молочными и которые можно есть вместе с той и другой категориями продуктов.
Фляйшиг: (ид.) «мясной» (возможно « фляйшиге» ).
Мильхиг: (ид.) «молочный» (« мильхиге» ).
Песахдиг: (ид.) кошерно на Песах. Поскольку в течение Песаха действует отдельный свод правил, связанных с едой, все продукты и блюда, которые соответствуют стандартам Песаха, называются Песахдиг или Песахдик .
Кашер: (ид.) процесс приготовления чего-то кошерного. Это может означать как высаливание мяса, так и специальную обработку посуды или оборудования кошерным путем за счет применения высоких температур.
Машгиах: (ивр.) специальный наблюдатель, часто назначаемый контролирующим органом для обеспечения того, чтобы продукты, произведенные на предприятии, в ресторане или других общественных кухнях, были кошерными.
Ашгаха: (ивр.) надзор за кашрутом и последующая сертификация, которая выдается раввином или специально уполномоченным агентством.
Экшер: (ивр.) кошерная сертификация и фактический символ, обозначающий, что данный продукт признан кошерным.
Глат: (ид.) буквально «гладкий» — этот термин относится к животным, легкие которых оказались исключительно здоровыми и без спаек. Поскольку это более высокий стандарт кошерности, он стал в целом относиться к пище, которая является кошерной в соответствии с самыми строгими стандартами.
Шойхет и шхита: (ивр.) кошерный мясник и кошерный способ убоя скота.
Хумра: (ивр.) дополнительные устрожения, не соответствующие букве закона, однако могут быть приняты некоторыми общинами или отдельными лицами.
Среди 365 запретов, охватывающих все стороны жизни благочестивых евреев, добрая половина относится к пище. Вся их совокупность именуется коротким, но емким словом "кашрут" (на идише "кошер"), означающим "пригодность".
Чтобы еда стала кошерной, необходимо не только строго соблюдать правила выбора продуктов, способы их приготовления и запрет собирать урожай в каждый седьмой год от начала завоевания евреями Ханаана, но также учитывать и то, что приготовлена она должна быть иудеями. Пригодной" считается только та пища, которая отвечает предписаниям Торы (Второзаконие, 14:3 - 20) 3500-летней давности. Они гласят: "Не ешь никакой мерзости. Вот скот, который вам можно есть: волы, овцы, козы, олень и серна, и буйвол, и лань, и зубр, и орикс, и камелопард. Всякий скот, у которого раздвоены копыта и на обоих копытах глубокий разрез, и который скот жует жвачку, тот ешьте; только сих не ешьте из жующих жвачку и имеющих раздвоенные копыта с глубоким разрезом: верблюда, зайца и тушканчика, потому что хотя они жуют жвачку, но копыта у них не раздвоены: нечисты они для вас; и свиньи, потому что копыта у нее раздвоены, но не жует жвачки: нечиста она для вас". Тут ясно все, кроме камелопарда - этим экзотическим словом называется обычный жираф, которого в старину считали мифическим зверем, помесью верблюда и пантеры (отсюда и название). Зубр, конечно, никакой не зубр, а дикий бык, орикс - крупная антилопа, жившая прежде на Ближнем Востоке.
Далее Писание переходит к водной стихии: "Из всех животных, которые в воде, ешьте всех, у которых есть перья (плавники) и чешуя; а всех тех, у которых нет перьев и чешуи, не ешьте: нечисто это для вас". Таким образом, крабы, креветки или устрицы на столе у верующего еврея появиться не могут ни под каким соусом. Не забыты во Второзаконии и птицы: "Всякую птицу чистую ешьте; но сих не должно вам есть из них: орла, грифа и морского орла, и коршуна, и сокола, и кречета с породою их, и всякого ворона с породою его, и страуса, и совы, и чайки, и ястреба с породою его, и филина, и ибиса, и лебедя, и пеликана, и сипа, и рыболова, и цапли, и зуя с породою его, и удода, и нетопыря". Сюда входят далеко не все известные птицы, но по традиции евреи (как, впрочем, и большинство других народов) включают в свой рацион только мясо кур, уток, гусей, индеек и еще голубей. Однозначно запрещено есть пресмыкающихся и других "ползучих тварей" (шерец), кроме четырех видов пустынной саранчи. Важная деталь: нечисты не только сами животные, но и все, что от них исходит. Поэтому евреи едят только красную икру. У осетра нет чешуи, значит, он запрещен и соответственно черная икра тоже. Нельзя есть и яйца нечистых птиц (например, страуса), а также яйца, в которых началось развитие птенцов. Существует лишь одно исключение: не только разрешен, но и рекомендован для питания мед некошерных пчел.
В двойном размере
Там же, в книге Второзакония, содержится категорическое предписание: "Не вари ягненка в молоке матери его". Из этого был выведен самый строгий запрет кашрута - на одновременное употребление мясных и молочных продуктов. Временной интервал между приемом мясной и молочной пищи должен составлять не менее шести часов, между молочной и мясной - два часа. Более того, мыть продукты и чистить посуду, в которой готовились мясные и молочные блюда, нужно в разных раковинах, есть их - из разной посуды, и даже хранить ее положено в разных шкафах (или холодильниках), чтобы они не соприкоснулись друг с другом даже случайно. Раньше в богатых домах для этих целей заводили две кухни.Все остальные продукты называют "парве" (в переводе - "нейтральный"), их можно есть и с мясным, и с молочным. Обычно продукты, обозначенные как парве, являются продуктами растительного происхождения, исключение составляет рыба, которую запрещено употреблять в пищу одновременно с мясом.
Категорически запрещено употребление в пищу крови: "Только крепись, чтобы не употреблять в пищу кровь, ибо кровь - это душа: так не ешь душу вместе с плотью". Верующие евреи едят мясо, из которого удалена вся кровь до последней капли, поэтому животных забивают по строго определенным правилам (шхита). Этим занимается резник (шойхет) - один из главных людей в традиционной еврейской общине. Только он умеет заточить нож до остроты бритвенного лезвия и точным ударом рассечь животному нужные жилы. Шойхет не меньше года учится на специальных курсах, после чего получает диплом с подписью раввина. Только на постановку руки при заточке ножа уходит от 80 до 100 часов учебного времени. Для шхиты используется нож особой формы - халаф, остроту которого шойхет каждый раз проверяет ногтем. Если он находит малейшую зазубрину, нож заменяется другим. Такая острота нужна как для того, чтобы не причинять животному лишних мучений, так и для того, чтобы вытекающая из жил кровь не успела просочиться в плоть и сделать мясо некошерным.
Чтобы кровь вытекла быстрее, тушу подвешивают вниз головой, а затем промывают в холодной воде, посыпают солью и кладут на наклонно поставленную доску над емкостью, куда стекает кровь. Через час-другой мясо еще раз тщательно промывают, после чего оно считается кошерным. Соль должна быть непременно крупной: она вытягивает кровь, но в отличие от мелкой не проникает в мясо. Для печени, где особенно много крови, этого мало: ее посыпают солью, прокалывают в нескольких местах и обжаривают на открытом огне. Ту же операцию проделывают с выменем. Кошерность теряет мясо больного животного (невела, то есть "порченое") или животного, убитого хищниками или погибшего случайно (трефа, то есть "растерзанное"). Словом "трефа" часто именуются все некошерные продукты, хотя это неверно.
За разделкой обескровленной туши следит другой специалист - машгиах, или наблюдатель, отбирающий разрешенные части животного. Дело в том, что правила кашрута запрещают есть задние части туши, внутренний жир (он по традиции предназначен в жертву Всевышнему), а также бедра, из которых не удален седалищный нерв - как память о том, что некогда праотец Иаков был ранен ангелом в бедро. Нерв удаляет еще один эксперт под названием "менакер". Когда отбор окончен, машгиах ставит на мясо печать, подтверждающую его кошерность. Это может делать и шойхет, если он имеет нужную квалификацию, - в этом случае его называют "шуб" (сокращение от "шойхет у-водек", то есть "резник, проверяющий тушу"). Такая же печать (екшер) сегодня ставится на многих других продуктах, ведь многие верующие употребляют продукты, приготовленные исключительно евреями. Это касается и мяса, и хлеба, и вина. Мягче всего отношение к овощам и фруктам: их можно есть все, но только без червей и личинок насекомых, которые считаются нечистыми. По той же причине нужно тщательно перебирать крупу, а муку просеивать через мелкое сито.
Самые строгие приверженцы традиций считают даже кошерные продукты, приготовленные неевреями, некошерными (бишуль акум). Правда, это относится только к пище, которую нужно готовить. К тому же, если хотя бы в одной из трех стадий готовки (зажигание огня, помещение на него пищи и доведение ее до готовности) принял участие еврей, блюдо вмиг становится кошерным.
Некошерными могут быть и лекарства, особенно те, что заключены в капсулы из желатина, получаемого из костей животных. Чаще всего евреям разрешается пользоваться ими, поскольку для больных запреты кашрута смягчаются. Тем не менее многие евреи предпочитают обращаться к врачам и аптекарям "из своих" в надежде, что у них-то все лекарства кошерные.
Праздничный этикет
Особая статья - праздничные блюда, в приготовлении которых все запреты соблюдаются особенно строго. А торжественных событий в году немало, и каждое сопровождают свои кулинарные традиции. В Новый год (Рош ха-Шана), который отмечается осенью, принято подавать яркие, неострые и негорькие блюда - иначе жизнь в наступающем году не будет сладкой. Часто на столе присутствует рыба, причем ее голову обязательно подают главе семьи. В центр стола ставят вазочки с символами плодородия: яблоками, медом и кружочками моркови. В радостный праздник свечей Ханука принято готовить обжаренные в масле пончики и оладьи (латкес). А вот в печальный день Девятого ава, когда дважды был разрушен Храм в Иерусалиме, обходятся вовсе без угощений - только крутое яйцо и хлеб, посыпанные пеплом вместо соли.В праздник Суккот (Кущей) делают шалаши, подобные тем, в которых жили евреи в пустыне, когда ушли из Египта. В этих шалашах и накрывают столы, на которых обязательно присутствует цитрусовый плод этрог, или цитрон. Много там и другой снеди: салаты, супы и, конечно, фаршированная рыба (гефилте фиш), упомянутая во многих произведениях о еврейском быте. На весенний праздник Пурим пекут треугольные печенья с маком под названием "уши Амана" (хоменташен) - в память о том, как евреи при помощи красавицы Эсфири отомстили Аману, злому министру персидского царя.
Пурим - единственный праздник, когда традиция не запрещает выпивать сверх меры, "пока не перестанешь отличать нечестивого Амана от праведного Мардохея" (отца Эсфири). Стоит сказать о правилах кашрута для алкогольных напитков. В отличие от ислама иудаизм не запрещает и даже не ограничивает употребление спиртного, но только изготовленного из кошерных продуктов. К виноградному вину отношение особенно трепетное: его должны делать только верующие евреи, строго соблюдающие заповеди. Некошерные вина и напитки на их основе (коньяки, ликеры, настойки) употреблять нельзя. Зато водка, виски, пиво и другие зерновые напитки обычно считаются кошерными. Конечно, главный праздник - Пасха (Песах), когда в память о сорокалетних странствиях евреев по пустыне принято есть недрожжевой хлеб - мацу или опресноки. Эти сухие лепешки готовят из не успевшего взойти теста, поэтому маца олицетворяет скромность и прочие добродетели. Напротив, дрожжевое тесто (хамец) воплощает собой гордыню и чванство; всю пасхальную неделю его запрещено не только есть, но даже хранить дома. К хамецу относится все, что изготовлено из пяти злаков: пшеницы, полбы, ржи, ячменя и овса. Евреиортодоксы не употребляют в праздник и китнийот - любые сыпучие продукты, включая рис, гречку, кукурузу, поскольку в них случайно могут оказаться зерна злаков. Они отказываются и от любого растительного масла, кроме оливкового. В современных условиях к празднику в торговой сети появляются специальные продукты с надписью "Кашер лэ-песах", то есть "Кошерно на Пасху".
Пасхальная трапеза (седер) строго расписана. В ее начале глава семьи оделяет каждого из сидящих за столом куском отварного картофеля, который макают в чашку с соленой водой, чтобы не забыть о слезах, пролитых в египетском рабстве. Затем все съедают по кусочку мацы, а большую часть оставляют напоследок. Из обрядовых блюд на стол ставятся крутые яйца - напоминание о праздничных жертвах в Иерусалимском храме - и кусочек мяса с косточкой как часть пасхального агнца, зарезанного накануне Исхода. Остальные блюда зависят от фантазии хозяйки: чем их больше, тем лучше. Через 50 дней после Пасхи празднуют Шавуот, или Пятидесятницу, день, когда евреям была дарована Тора. Священная книга питает людей, как молоко, поэтому в этот день едят главным образом молочные продукты - понятное дело, без мяса.
Свои пищевые правила есть и для субботы, когда евреям запрещено готовить пищу и даже разогревать ее на открытом огне. Для этого используют специальную духовку (мармит), которую включают еще в пятницу вечером. Главным субботним блюдом служит чолнт - тушеное мясо с картошкой, луком, фасолью и всем остальным, что найдется в доме (кроме, конечно, молочного). Раньше по пятницам хозяйки приносили свои горшки с чолнтом в пекарню, где оставляли томившееся блюдо до субботы.
Существует даже такая история, как в одном местечке в пятницу перед закатом женщины, как водится, поставили в общественную печь чугунки с едой, чтобы варево до субботнего обеда оставалось горячим и томилось, доходя до нужной кондиции. На следующий день, когда они забирали свои горшки, неожиданно выяснилось, что самая бедная хозяйка из-за отсутствия мяса в доме оставила в общей печи горшок с молочной кашей. Возник теологический диспут: можно ли есть мясное жаркое, стоявшее в одной печке с молочным блюдом, несмотря на то что каша была накрыта крышкой. Решить такой сложный вопрос мог только раввин. Он рассудил так: "Молочный дух не мог не попасть в стоявшие в той же печи горшки с мясным. Стало быть, вся еда не кошер. Нельзя оскорблять Всевышнего, да будет благословенно Имя Его, смешением мясного духа с молочным, да еще в субботу. Лучше остаться без обеда". Ну, совсем без обеда осталась только обруганная всеми остальными хозяйками владелица горшка с кашей. Ведь у нее не было ни халы, ни рыбы к субботней трапезе. Остальные обошлись холодными закусками и сознанием исполненного долга.
Мифологическое блюдо
В Талмуде рассказывается, как Иегуда ха-Наси - один из знаменитых мудрецов Талмуда - потчевал в субботу чолнтом римского императора. Чолнт произвел на императора огромное впечатление. Дело было примерно в конце II - начале III века, но это не имеет значения.А впрочем, как вы сейчас убедитесь, имеет. Книга "Ароматы еврейской кухни", которая не проходит мимо истории угощения императора (уж больно она хороша!), определяет чолнт как "жаркое или густой суп, в который входят мясо, мясные кости, картофель, а иногда и несколько видов бобов в различных сочетаниях". Определение болееменее стандартное. И более-менее верное. Но не без оговорок. Хм, картофель... В Древнем Риме? Возникает ужасное подозрение, что император ел чолнт без картофеля - обязательного, по мнению сведущих людей, компонента блюда. Но опционален не только картофель - опционально и мясо. Еврейская классическая кухня Восточной Европы - кухня бедных людей. К местечковому жителю император в гости не приходил, а если бы и пришел, хозяин не смог бы угостить его с тем размахом, что Иегуда ха-Наси. Некоторые люди были настолько бедны, что порой не могли позволить себе даже костей даже в субботу. С другой стороны, многие соблюдающие кашрут евреи в советские времена были лишены возможности достать кошерное мясо. Тогда готовили чолнт с "ложным мясом". Вкус мяса имитировался жареным луком. В таком случае что такое чолнт? Какое-то мифологическое блюдо, ни один из ингредиентов которого не является обязательным. Не является константой даже название. Слово "чолнт" старофранцузского происхождения, так что во времена Иегуды ха-Наси его попросту не существовало - название у этого замечательного блюда было иное. Специфика чолнта, его суть не в составе, а в назначении и определяемой им технологии приготовления. Чолнт - субботнее блюдо. В субботу всякая работа, в том числе и манипулирование с огнем и электричеством, в ортодоксальном иудаизме категорически запрещена. Таким образом, завершение чолнтовых трудов должно быть приурочено к началу субботы. А суббота (еврейская суббота) наступает в пятницу вечером еще до захода солнца. Зимой же этот момент на широте, скажем, Москвы наступает достаточно рано. А едят чолнт на следующий день после прихода из синагоги. Причем блюдо должно быть еще горячим, ну уж по крайней мере теплым. Неимоверная продолжительность термической обработки - вот что определяет специфические вкусовые качества чолнта. Но, как увидим чуть позже, не только (и даже не столько) она. Я же говорю: мифологическое блюдо.
Русская печь - идеальный дивайс для приготовления чолнта. Но его можно приготовить и на электрической, и даже на газовой плите (с использованием железного листа), не говоря уже о всяких программируемых электронных штучках. Рецепты чолнта чрезвычайно разнообразны. Их можно найти в любой книге, посвященной еврейской кухне. Упомянутые "Ароматы еврейской кухни" предлагают четыре рецепта с вариантами. А также описание технологии приготовления. Возвращаюсь к древнеримской истории. Очарованный чолнтом император просит у Иегуды ха-Наси рецепт - нет проблем, никаких кулинарных тайн, нам не жалко, пусть и императору будет хорошо. Мудрец дает рецепт. Император возвращается в свой Колизей, или где он там живет, немедленно становится к плите, подходит к делу тщательно, даже скрупулезно. Наконец блюдо готово, венценосный повар пробует: вкусно, даже очень вкусно, но - совсем не то! Огорченный император посылает за Иегудой ха-Наси, и тот объясняет ему причину относительной неудачи проекта. Специфический вкус чолнта определяется особой приправой, заведомо отсутствовавшей в императорском котле. Эта приправа - суббота (скорей уж, Суббота). Именно она сообщает чолнту неповторимый еврейский вкус, невоспроизводимый за ее границами. Вне этого еврейского праздника со всей его атмосферой и душевным настроем чолнт теряет то, что делает его именно чолнтом, и становится просто "жарким или густым супом, в который входят мясо, мясные кости, картофель, а иногда и несколько видов бобов в различных сочетаниях". Имейте это в виду, если захотите приготовить чолнт.
Михаил Горелик апрель 2011