Важны ли оценки в школе? Помогут ли хорошие оценки в жизни? Нужна ли оценка младшему школьнику.
В последнее время попадается все больше публикаций о школьных оценках. Причем, все чаще слышатся негативные мнения об оценке и системе оценивания в общем, а некоторые родители даже задумываются об обучении ребенка дома, чтобы избежать «этой уравниловки», т.е. оценивания.
Для того, чтобы разобраться в этом вопросе, надо сначала уточнить, что есть два понятия – оценка и отметка. Несмотря на то, что мы все время употребляем слово «оценка», говорим обычно совсем о другом. Так чем же отличаются оценка и отметка, и стоит ли их так бояться?
Начнем с того, что отметка и оценка – это разные понятия, хоть и происходит подмена понятий, когда мы говорим - оценка, а подразумеваем – отметка, что бывает очень часто.
В толковом словаре Ожегова слово «оценка» трактуется так – мнение о ценности, уровне или значении чего-либо, кого-либо.
А «отметка» - обозначение оценки учащегося. Проще говоря, оценка – качественная характеристика знаний или умений школьника, а отметка – это количественная характеристика.
Сколько будет людей, столько и разных мнений об оценке и ее значимости. В.Сухомлинский много лет назад сказал так: «С первых дней школьной жизни на тернистом пути учения перед ребенком появляется идол – отметка. Для одного ребенка он добрый, снисходительный, для другого – жесткий, безжалостный, неумолимый. Почему это так, почему он одному покровительствует, а другого тиранит – детям непонятно. Ведь не может семилетний ребенок понять зависимость оценки от своего труда, от личных усилий – для него это пока непостижимо. Он старается удовлетворить или - на худой конец – обмануть идола и постепенно привыкает учиться не для личной радости, а для отметки».
Поскольку маленький школьник еще не может сам понять зависимость отметки от личных усилий, задача родителей – помочь ему это увидеть и понять. Но для этого родители сами должны воспринимать отметку объективно.
Согласитесь, каждому человеку приятно, когда его хвалят. Причем, намного приятнее, когда эту похвалу можно продемонстрировать другим. Например, грамота, благодарность и даже премия на работе являются материализованной благодарностью.
Представьте, что в школе отменили отметки и осталось только вербальное оценивание, т.е. оценивание на словах. Ваш ребенок приходит из школы. Как вы узнаете, как он работал на уроке или усвоил материал? Первоклассник скажет вам, что его Наталья Петровна похвалила и сказала, что он молодец. Через день вы узнаете, что эти слова были сказаны за уборку класса или за хорошее поведение. Но для ученика младших классов не так важно за что была похвала, главное, что была.
Кто-то скажет: «Ну и пусть. Похвалили же!» Похвалили. Но ведь в школу ребенок ходит не затем, чтобы поднимать стульчики или мыть доску. Он ходит за знаниями. А как определить, на каком уровне эти знания у ребенка? Вот это и покажет отметка.
Встретилось такое мнение родителей: «Моему ребенку это не интересно, не нужно. Поэтому он не хочет это учить и отметки плохие. Почему ребенок должен учить то, что ему неинтересно? Только ради отметки?»
Интересно, а мы взрослые, всегда знаем, что нам понадобится через 10-15 лет? Всегда ли нам интересно делать то, что мы делаем? Отнюдь. В жизни нам постоянно приходится делать то, что неинтересно. И, к тому же, делать качественно, хоть отметку никто и не поставит. Или вы хотите сказать, что домашние дела – уборка, стирка, ремонт делаются с огромным интересом и желанием? Мы это делаем, потому что НАДО, это необходимость.
Точно так же и в школе. Есть такие вещи, которые надо сделать и сделать хорошо. Иначе дальше учиться ребенок не сможет. Если первоклассник не научился правильно писать и читать, как он сможет учиться дальше? Если школьник не выучил таблицу умножения? И здесь опять отметка показывает, уровень этих знаний у конкретного ученика.
И если в процессе оценивания учитель может похвалить ученика за то, что он старался и сделал сегодня лучше, то отметка характеризует не столько процесс работы, сколько результат. Как часто школьники, получив плохую отметку, возмущаются: «Я учил дома!» Возможно, что учил, но не смог показать это, не смог ответить на вопрос, выполнить задание, написать контрольную, т.е. результата не видно. Представьте, что вы купили хлеб, а он оказался сырым, несоленым и вообще несъедобным, а пекарь говорит: «Я же сделал!» Будете ли вы рады такому хлебу?
Писать об оценках и отметках можно очень много. Здесь есть как положительные, так и отрицательные стороны, но положительных, на мой взгляд, гораздо больше. Главное, понять, что отметка – это не оценка вашего ребенка, а оценка его знаний и умений по конкретной теме. Относитесь к отметке правильно. Воспринимать низкую отметку не как личную обиду, а как показатель слабого звена в знаниях и руководства к действию. Низкая отметка говорит всего лишь о том, что эту тему надо доучить, проработать, закрепить. Будут родители относиться к отметке должным образом и ребенок будет воспринимать отметку как показатель знаний и стремиться улучшить ее через знания.
А что вы думаете по поводу отметок?
Но и преподает сам - по крайней мере, делится опытом проведения уроков. Почему он считает школьные оценки вредными? Чем предлагает заменить пятерки и двойки? И что будет с детьми, если они вдруг окажутся в школе без оценок?
Вопрос школьных оценок возникает вновь и вновь - в разговорах с коллегами, друзьями, родителями. Дело вовсе не в том, что я категорически против оценок - я просто действительно не понимаю, как оценка в школе может явиться хоть каким-то образовательным (педагогическим) инструментом. Весь мой опыт доказывает обратное.
Да и опыт коллег, по моим наблюдениям, приводит к единственному выводу: школьная оценка не просто вредна - она развращает личность, убивает любопытство, провоцирует конфликты и способствует возникновению комплексов.
Как оценка убивает мотивацию ребенка к учебе
Хотите доказательств? Пожалуйста! Желание получить хорошую оценку (и избежать плохой) постепенно становится сильнейшей мотивацией. Настолько сильной, что часто она перекрывает все остальные мотивации.
Начнем с простейшего примера: человек хочет выпить компота. При этом он знает, что положительную оценку ("ты хороший мальчик") он получит в случае, если съест суп. Как ему поступить? В рамках приобретенного условного рефлекса - реакция на положительную оценку - он принимается за суп. Получает подкрепление в виде похвалы (оценка).
Как вам кажется, сколько раз ему нужно побывать в подобной модели, чтобы она закрепилась? Нескольких будет достаточно, не правда ли? Что станет результатом? Его неумение определить, чего он на самом деле хочет? Познание принципа зависимости отношений с мамой от ее субъективной оценки? Что взрослые лучше знают, как жить?
Организм подсказывает ребенку, что он хочет компота, а мир диктует, что нужно есть суп. Эта дилемма не является вечной. Оценка - наркотик, ежедневное применение которого снимает все эти вопросы. И постепенно вытесняет истинные мотивации. Слишком примитивно? Но механизм работает точно таким же образом и в более сложных примерах.
Давайте поговорим о школе. Взгляните на пятибалльную оценочную систему: ничего не замечаете? Из пяти возможных вариантов три - отрицательные (причем один из них - единица - практически никогда не используется), остается хилая дифференциация между четырьмя и пятью...
Что мы хотим сказать с помощью этих сомнительных инструментов? Даже приблизительной объективности не получается. Представьте, что у человека в диктанте было 20 ошибок, он долго работал и в следующем сделал только 8. И что же? Опять двойка! Между тем, его успех намного больше, чем у отличника, который, исправив одну-единственную ошибку, перешел от четверки к пятерке. Равно как и за сданный чистый лист он получит не ноль, что было бы логично, а все ту же двойку.
Неужели вас это не смущает? Как объяснить это детям? Разве такая система может стать хоть сколько-нибудь серьезной и честной обратной связью - поддерживающей, обучающей...
Девочка Света выучила письмо Татьяны и получила пятерку. Мальчик Ваня не выучил письмо Евгения и объяснил, почему он этого не сделал (его раздражают лживость и манипулятивность письма). Два. И это в полном соответствии со стандартом.
Итоговая контрольная в нашей школе. Второй класс. На картинке - гнездо и домик. Вопрос: объясните, что общего и в чем разница. Ученик отвечает: "Разница в том, что в гнезде живет птица, а в доме - человек, а общее то, что в гнезде живет птица, а в доме - человек".
Ответ, на мой взгляд, близок к гениальному. Прикажете поставить двойку в соответствии со стандартом? Сказать что-нибудь наподобие: "Ты молодец, но мир этого не оценит"? Нет здесь подходящих вариантов. Но есть вопрос: зачем оценка? Разве без нее мы не сможем понять, что человек знает, а чего не знает?
Могу предложить опасную проверку: введите на недельку жесткую оценочную систему в собственные супружеские отношения - и вы увидите, с какой скоростью все рухнет. "Дорогой, сегодня за наш секс ставлю тебе четыре с минусом..." "Дорогая, тебе троечка за сегодняшний вечер". Смешно, не правда ли? Вот и в отношениях с детьми - смешно.
Оценка приводит к тому, что человек учится соответствовать не самому себе, своим желаниям, мыслям, интересам, а учебнику, взглядам учителя, вообще - взрослого. Он постепенно теряет умение взаимодействовать с миром, выбирать.
Если не ставить оценок, дети перестанут учиться
Это неправда, что без оценок дети не учатся! Подобная формула возникает только в одном случае: происходящее вне уроков намного важнее происходящего внутри. И еще один обязательный элемент: сам оценивающий часто страдает сильнейшим комплексом неполноценности. Стоит только построить вместе с учениками яркий, интересный процесс, необходимость в оценках отпадает сама собой.
Как-то меня пригласили в одну из школ провести с учениками 9-х, 10-х и 11-х классов День чтения (есть, оказывается, и такой день). Мы с участниками нашли малоизвестную сказку Андерсена и организовали большую открытую конференцию, в процессе которой школьники в малых группах читали, свободно ходили по классу, обменивались мнениями, трактовали, задавали друг другу вопросы, спорили. Не вовлеченных в процесс практически не было (и таковых не могло быть, ведь речь шла о собственной трактовке, об отношении текста к нашей жизни).
И тут ко мне обратились две учительницы этих школьников: "Как здорово! Мы никогда их такими не видели! Можно мы поставим оценки?". Я, конечно, оторопел: "Зачем?" - "Просто мы никогда прежде не слышали даже голоса некоторых из них, а сейчас они так активны. Это поможет нам поставить им в четверти хотя бы тройку..."
Ну и что вы об этом скажете? Все еще недостаточно доказательств? Талантливые, яркие, активные получат "хотя бы тройку". Легко, конечно, во всем обвинить учителей, сказав, что они просто не умеют организовать интересный урок в школе. Я уверен, что это не так. Просто сами педагоги оказываются заложниками оценочной системы знаний и постепенно теряют собственную ориентацию и способность к творчеству.
Как оценка убивает любознательность у детей
В процессе учения, познания человеку, безусловно, необходима обратная связь. Вот и предоставьте ее! Начиная с раннего детства. Расскажите о том, что вы думаете, что чувствуете, что вам мешает, что помогает, каков ваш опыт, предложите поддержку - все это намного действеннее, чем оценочное: "Молодец, хороший мальчик, вот теперь ты мне нравишься" ("Мне!" Вот в чем истинная цель - понравиться высшему существу!).
В школе же все еще проще: человек учится - это так интересно! Зачем подменять его желание познавать мир желанием понравиться учителю, соответствовать некоему стандарту? Сколько потерянных поколений еще необходимо, чтобы понять, насколько это опасно? Сначала "подсадим" на оценку в качестве главной движущей силы, а потом бегаем в поисках утраченной самости ребенка: "Он ничем не интересуется..."
Знаете, когда к нам приходят дети из других школ, тогда то, о чем говорилось выше, проявляется как картинка на негативе. Поначалу они в принципе не в состоянии поверить, что будут приняты такими, какие они есть. В этом смысле они проходят довольно непростой период адаптации.
Это такой же непростой период и для нас: ведь одно дело, когда человек выполняет что-то, ибо в противном случае его осудят, и совсем другое - когда он сам выбирает, как поступать. Одна история, когда ребенок постоянно получает месседж окружающего мира вроде: "Мы-то знаем, как правильно, знаем все верные ответы, и тебя скоро научим", и другая - когда он учится принимать решения, открывает собственный интерес, пытается следовать ему, находит неожиданные пути (о которых учитель может и не догадываться).
Школьнику нужно понять, что урок может быть интересен вне зависимости от того, как тебя оценивают. А это, верите ли, непросто. Особенно если до этого главным мотором была оценка. Противоположные системы координат...
Как школьные оценки учат врать
Манипулятивная система требует манипулятивной же поддержки. Не поэтому ли так часто предлагается и такое оправдание: "Сейчас он учится важному принципу: как поработаешь, то и получишь. Поработаешь хорошо - получишь пять, будешь лениться - получишь два. Вот вырастет - будет так же: поработаешь (поучишься) хорошо - получишь большую зарплату (должность, положение), будешь лениться - станешь прозябать под забором".
И первое, и второе - ложь! Уверен, за примерами читателям далеко ходить не придется.
Я снова и снова возвращаюсь к своему излюбленному вопросу: зачем? Если ответ - обратная связь, то намного проще дать ее на словах, объяснить, вместе найти ошибки, предложить путь к их пониманию и исправлению.
Оценка - один из главных якорей учителей и родителей, не умеющих или не желающих сделать жизнь интересной как для себя, так и для ребенка.
Комментировать статью "Почему оценки в школе пора отменить: 5 причин"
Абсолютно согласна с автором. Где то 30 пр учеников при приложении больших усилий будут учиться максимум на 3 4. Все дело в различных когнитивных способностях. Отличники распоясываются ведут себя развязно.Приведу пример. Отличница, любимица учителей почетная доска школы чуть что не по ней подходит к моему ребенку и с ходу кулаком в глаз. Быстро так без перехода. Пока учителя не видят. Типа что мне за это будет. Ты ведь троечник не человек по сравнению со мной. Я еще научила его девочек не бить..4 класс. Это нормально?К сидящим на шее троечникам яркий пример - один олигофрен и двое знакомых с двумя вышками..первый работает электриком зарабатывает порядка 100 тыс. Относительно доволен жизнью ставит цели и их добивается.Двое других - сидят на шее у жен поливают грязью страну, обвиняют всех и вся в своей жизни, сутками напролет, не пытаются что то изменить..Это действительно вранье и миф..происходит создание колоссального стресса нездоровой атмосферы в школах. И что после всего этого ждать?оставьте гранит науки для лицеев, пусть эти отличники валят туда (если есть мотивация), пусть зарабатывают оценки в среде таких же как они. И по более сложной программе. Если им нужно. И уберите культ оценок, не знаний. Не умения думать, принимать решения, познавать окружающий мир, умения выстраивать не гопнические полукриминальные отношения, а именно оценок.автор прав.
29.01.2018 22:24:35, Ольга смирноваАвтор "педагог" - глупый человек! Оценка, это как зарплата - оценка твоего "Я".
Но, к счастью или к сожалению, как бы ты, не учился в школе: на качество жизни это не влияет - оценки, это всего лишь стимул; конечно, если бы, за это платили, то это, безусловно было бы лучше.
Писать можно что угодно, автор писанины про оценки, например,до сих пор, в "димах" ходит, когда другие, уже, после получения паспорта перешагнули это:-)))
И правда, альтернативно одаренный автор. То ли дурак, то ли идеалист, и при этом демагого знатный.
"Стоит только построить вместе с учениками яркий, интересный процесс, необходимость в оценках отпадает сама собой." да нет. Просто тогда оценки теряют свои отрицательные качества для учеников, становятся не страшными, справедливыми, вот и всё. И откуда у автора уверенность, что учителя заложники системы, что они все поголовно хотят организовывать этот интересный процесс? Большая их часть обычные люди, им также лень, как и всем...
Всего 266 сообщений .
Еще по теме "Школьные оценки: за и против":
Аргументы против оценок в школе. Как плохие и хорошие оценки в школе мешают детям учиться? Просто сами педагоги оказываются заложниками оценочной системы знаний и постепенно теряют собственную ориентацию и способность к творчеству.
Падение успеваемости. Хелп.. Учеба, школа. Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми Почему ребенок не хочет ходить в школу? 5 причин. Ребенок перестал учиться. Ребенок учится в 3 классе. До сих пор учился не напрягаясь, классные работы...
Раздел: Школьные проблемы (Школьные оценки). Несправедливость - как реагировать. Добрый день! Пока есть оценки, есть и система, по которой они выставляются, неплохо ее знать самому ребенку - грубые ошибки, негрубые и тд, сколько и за что снижается.
Раздел: Школьные проблемы (Оценки в школе). Срочно подскажите про округление итоговых отметок. Ситуация такая: Вчера стали появляться в электронном журнале итоговые отметки за семестр. Почему оценки в школе пора отменить: 5 причин.
Конференция " Школьное и дополнительное образование детей" " Школьное и дополнительное образование детей". Мотивируют это тем, что оценка за устный ответ и за контрольную - очень разные оценки, поэтому придумали вот эту систему на наши головы.
самооценка и оценки в школе, психология. Психология, переходный возраст. Ясно же, что "двоечник" в спортивной школе по фигурному катанию, даже зачмуренный тренерами и родителями, на двором катке будет кататься как Бог.
Раздел: Школьные проблемы (коэффициент за контрольные в школе). Про коэффициенты. Родители нашего класса сейчас пытаются бороться с системой Положение в школе. Но само собой разумеющееся, на мой взгляд, я еще со школьной скамьи знала, что оценка за д.з. и за...
Буквально на днях в школе произошел неприятный инцидент, который сподвиг меня поискать другие школы в районе. По отзывам и информации с сайтов школ я узнала, что оказывается для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ существуют бесплатные консультации во внеурочное время.
Оценки отличные, а знаний нет. Школьные проблемы. Образование детей. Хорошие оценки. Подскажите, я уже не знаю что делать,дочка во 2 классе ужасно переживает перед каждой контрольной,плачет, хочет получать только пятерки (и получает).
почему - почему... вот это самое углубление пытается сохранить вам. хороший директор, но всё равно Я не поняла почему чуть не отменили? Кстати, а почему заявление надо писать Как раз 6-дневка является главной причиной, почему я не настаиваю на переход дочери в другую...
Я с некотоых пор стала относится философски к оценкам:). Вот прихожу я с работы уставшая и мне ну совсем не хочется делать ничего. В нашем классе 3 показательных примера, когда родители ругают за оценки, дети ходят и Причины такого консерватизма могут быть разными.
Если завышают оценки?. Школа. Ребенок от 7 до 10. Раздел: Школа (завышение оценки в школе). Если завышают оценки? Дочк закончила 3 класс, все замечательно - все 5. Математика колебалась 4/5, но вытянули.
Вопрос про оценки. Школьные проблемы. Ребенок от 10 до 13. Вопрос про оценки. У дочери вчера очень сильно заболела голова, и сегодня я оставила её дома. Были пару двоек за несданные по причине отсутствия ребенка в школе работы, после сдачи двойки исчезала.
Раздел: Школьные проблемы (8.3. выставлять в журнал оценку не за ответ, а за поведение учащегося.) Мне нужен ответ. Так как я не за абстрактную справедливость, и не против двоек, как В журнал ставятся оценки за контрольные, самостоятельные и за работу (или неработу)...
Оценки сразу после болезни. Школа. Ребенок от 7 до 10. Это учительница так проверяет, как с ребенком занимаются дома школьной программой? Так в этот раз почти никак - и он болел, и грудная сестра тяжело болела, и я сама до сих пор на антибиотиках.
Почему оценки в школе пора отменить: 5 причин. И тут ко мне обратились две учительницы этих школьников: "Как здорово! Отношение к оценкам. Раздел: Школьные проблемы (коэффициент за контрольные в школе).
Кстати, почему не шокирует общество творчество модельера Зайцева? И французских модельеров-мужчин? А уж если на урок труда не У нас в школе урок труда в обязательном порядке, а вот лыжи нам отменили, так как больше половины родителей в школе написали...
Конференция " Школьное и дополнительное образование детей" " Школьное и Кто-нибудь подскажет, существуют нормативные документы по оценке поведения детей в начальной нам тоже ставят, но я скорее за, чем против. А как иначе узнаешь о поведении чада в школе?
требовательная учительница. Школа. ЗЫ. с замечаниями этой учительницы по письму абсолютно согласна, но почему оценка по математике зависит от правильности оформления Хорошо знать предмет и учится в школе без троек это разные категории деятельности.
Очень против. Учеба - это одно, деньги - другое. Мы просто каждый понедельник выдаем 50 рэ в детский кошелек. У нас нет прямой оплаты школьных оценок. Да и разорились бы мы на пятерках. Но меня напрягает идея карманных денег, выдаваемых просто так каждую неделю и...
Все родители хотят, чтобы дети хорошо учились. В нашем понимании «хорошо учиться» чаще всего значит получать «пятерки» и «четверки». В российской школе оценки принято ставить на каждом уроке, за домашние задания, за устные ответы, за самостоятельные и контрольные работы, с начальных классов и до последнего звонка.
Во многих странах от такой системы отказались, а оценки ставят только за проверочные работы – тесты и экзамены. Что же лучше? Может быть, стоит держать ребенка в тонусе, поощряя его хорошими оценками и подхлестывая плохими? А то вдруг он расслабится и не сможет сдать тест прилично? Или все же дать возможность учиться спокойно… Итак, что хорошего и что плохого в ежедневных оценках?
А для того чтобы читать статью вам было чуточку веселее, её будут сопровождать фото различных записей учителей и учеников в дневниках и тетрадях. Иногда они шокирующие, иногда смешные, но все, поверьте, очень оригинальные. Ну что ж, всякое бывает.
Как оценки мотивируют школьника?
Считается, что, получив плохую оценку, ребенок задумается об уровне собственных знаний и захочет улучшить его. Именно поэтому первые оценки в начальных классах школьники получают не за знания, а за почерк и чистоту в тетрадках. Именно в это время начинает формироваться и отношение детей к оценкам.
Дело в том, что далеко не все могут сразу писать красиво и аккуратно. Начинается бесконечная борьба ребенка с непослушными ручками и тетрадками, с собственным темпераментом и природными данными. К этой борьбе добавляется неодобрение учителя и упреки родителей. Другие же дети могут, а ты почему не стараешься?
Но ребенок бы и рад стараться, однако чудеса не случаются в секунду. Сегодня он написал немного лучше, чем вчера, но все же не так идеально, как одноклассница Маша Иванова. И снова получает «трояк».
В результате, вместо того, чтобы исправлять почерк, ребенок ничего не делает, потому что не верит в успех. Это входит в привычку, формируется абсолютно равнодушное отношение к оценкам и вообще к учебе, которое очень трудно изменить.
Что делать родителям, если уже в младших классах они видят проблему с почерком и постоянно сниженные оценки?
Во-первых, подождите упрекать ребенка.
Лучше поддержать его и подбодрить. Объясните ему, что плохие оценки не обозначают, что он не способен учиться и что у него никогда ничего не получится. Просто в том, что не можешь сразу, нужно двигаться потихоньку, и рано или поздно оценки тоже улучшатся.
Во-вторых, не реагируйте бурно на каждую оценку.
С грязью в тетрадках и кривым почерком, конечно, нужно бороться, но учитывайте особенности ребенка. Возможно, на что-то можно просто закрыть глаза. Обратите внимание сначала на знания, а во вторую очередь на почерк. Решите, что для вас важнее. Некоторые взрослые люди так и не научились писать разборчиво, но это не делает их глупее.
Могут ли оценки быть только хорошими?
Оценки за знания, безусловно, более важны для процесса образования. Чем старше школьник, тем больше появляется предметов в программе, и все эти предметы обязательно оцениваются.
Только что ребенок учился на 4 и 5, и вдруг появляются «тройки». Что происходит? Родители недовольны, ребенок расстроен. Не спешите обвинять ребенка в лени или сваливать все на подростковый возраст. Попробуйте вспомнить себя и своих друзей. Все ли предметы вы понимали и любили одинаково?
Конечно, есть дети, у которых школьная программа усваивается легко и просто. Им одинаково понятны русский язык, алгебра, химия, английский и биология. Так тоже бывает. Но далеко не у всех. Не нужно ставить талантливых детей в пример, вгоняя собственного ребенка в неуверенность. Лучше поговорить о том, что именно не получается и не нравится.
Если ребенок – явно выраженный гуманитарий, ему могут плохо поддаваться точные науки. Или наоборот – математики с трудом рассуждают о литературе. В этом случае можно сосредоточиться на том, что действительно получается. Остальное же поддерживать на среднем уровне. Разумеется, нельзя допускать «двоек», это точно не улучшит аттестат и не поможет при поступлении.
Если что-то катастрофически не идет, лучше договориться о дополнительных занятиях, чтобы не запустить предмет окончательно. Но не стоит упираться в оценки. «Пять» по истории, литературе, русскому, но «три» по химии, алгебре и физике? Ну что ж делать. Выбирайте с ребенком гуманитарные профессии.
Собственная система оценок? Почему бы и нет?
Чтобы не переживать за каждую пониженную оценку и понимать, как успехи в школе, можно договориться с ребенком о шкале важного, менее важного и совсем не важного. Основываясь на этой шкале, выстроить не только свое отношение к оценкам, но и понимание вообще процесса образования.
Как это сделать?
Определитесь, что выбирает ребенок среди школьных предметов. Все основные силы бросайте в этом направлении. Здесь следите за оценками, не пропускайте ничего важного, прокачивайте знания и навыки. Другие предметы, пусть они по важности займут лишь второе место, все равно держите под контролем, старайтесь не запускать. Хотя бы для того, чтобы сдать экзамены и получить приличный аттестат. Остальные оценки – за забытые тетради, помарки, неаккуратность и так далее – не сбрасывайте со счетов совсем, но и не делайте трагедии из каждой.
Разумеется, выбор области знаний нужно делать не в первом классе. Обычно склонности ребенка становятся понятны ближе к старшей школе. До самоопределения стоит усиленно заниматься и гуманитарными, и точными, и естественными науками, чтобы лучше разобраться в себе и своих целях. Главное, что хорошо бы и детям, и родителям понять в школе – оценки далеко не самое важное в образовании. Понимание важнее!
Я абсолютно уверена, что одна из самых худших вещей в школьном обучении - это система оценивания. Трудно представить что-то более травмирующее, чем постоянное сравнение с другими людьми и публичное озвучивание негативных отметок.
Чем опасна школьная система оценивания?
В первую очередь оценки серьезно вредят реальным достижениям во взрослой жизни. Если бы я, как состоявшийся профессионал, вдруг начала себя сравнивать с другими, то тут же ушла бы в депрессию.
Я всегда смотрю не на других, а на то, какой была я полгода, год назад. Оцениваю, какой проект за это время разработала, как круто что-то придумала и реализовала. Почему же тогда мой ребенок должен сравнивать себя с другим человеком, причем по каким-то довольно субъективным параметрам?
Считая оценки в дневнике важным показателем успехов, мамы и папы делают серьезную ошибку. Фактически они пытаются убедить ребенка, что вся его ценность определяется отметкой. Причем отмеку эту выставляет «чужая тетя», которая плохо его знает, и ее мнение вряд ли можно считать эталоном.
Ребенок верит, будто то, что о нем думают посторонние люди, гораздо важнее, чем он сам, его таланты и интересы. Таким отношением родители транслируют своим детям, что самое важное в жизни - это внешняя оценка.
Трудно придумать лучший способ вырастить неуверенного в себе человека без собственного мнения и права выбирать интересы. Запомните: предъявляя ребенку претензии по поводу низкой оценки, мы начинаем формировать в нем зависимость от чужого мнения - вопреки своему собственному.
По моему убеждению, в школьном обучении вообще никак нельзя реально оценить успехи или неуспехи ребенка. Оно по большей части не имеет ни практического применения, ни объективно измеряемых результатов.
Оценки - государственный инструмент контроля
Чем оценивание вредно в первую очередь? Целых 10–11 лет ребенку планомерно внушают, что его мнение о себе не важно. Значение имеет только мнение посторонних, «специально уполномоченных» людей, выраженное в виде отметки.
Какова эта отметка - «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и т.д. - не имеет значения. Любая из них переносит фокус внимания школьника с его, как это называется в психологии, «внутренней референции» (с опоры на собственные ценности и мнение о себе) на то, что о нем думают окружающие.
То есть система оценок одинаково вредит как отличникам, так и двоечникам. Когда родители слишком много внимания уделяют оценкам, ругают, критикуют, дети ощущают себя преданными. Им кажется, что для мамы мнение учительницы гораздо важнее, чем они сами.
И в этом есть доля истины. Слишком внимательным отношением к чужой оценке мы отчасти предаем ребенка и формируем из него неудачника.
Гордыня и заниженная самооценка - две стороны одной медали
Вот вам реальный пример из жизни моей дочери.
Если она в начальной школе успевала прочитать полкниги, пока соседка по парте читает одну страницу, это еще не повод ставить ей 10 баллов (по российской системе - «отлично»). Просто читала моя дочь уже шесть лет, потому что прошла курсы скорочтения и одолела за это время несколько сотен книг. А соседка и 10 книг не прочитала. Буквы она учила в школе, читает всего два года - и то по старой методике.
Моя дочь имеет навык извлечения правильной информации и правильной формулировки. Пока другой ребенок задумается, как же ему отвечать на вопрос, она скажет ясно и четко. Но все же это заслуга не столько моего ребенка, сколько правильной методики обучения, то есть потраченных на индивидуальные занятия 10 часов и вложенных в это 100 долларов. А проблема ее соседки - в неправильном обучении.
Традиционное оценивание в этой ситуации повредит обеим девочкам (и их самооценке). Это не их собственные результаты, а результаты разного подхода их мам к обучению.
И получается, что моя девочка совершенно неоправданно может начать считать себя выше. Гордыня, возникшая на пустом месте, повредит прежде всего ей самой. А другой ребенок будет выслушивать от взрослых (чаще от родителей): «Ты не тянешь, ты плохо учишься, ты глупая, ты не такая, какой нужно быть». Как правило, такие реплики будут рождаться больным самолюбием родителей: их ребенок должен быть лучшим!
Получается, что психологическое давление ребенок испытывает не только в школе, но и дома. Даже если вы не даете негативных оценок вслух, дети довольно быстро приклеивают эти ярлыки друг другу. Но хуже всего, что они приклеивают ярлыки «глупый», «неспособный», «не такой» сами себе.
Такую негативную внутреннюю оценку крайне трудно исправить: потом будет нелегко заставить ребенка поверить в собственные силы, убедить, что он талантлив и может добиться в жизни всего, чего захочет.
Страх негативной оценки - родом из школы
Каков итог? Когда ребенок станет взрослым человеком, у него попросту не будет своего мнения. Ему чужая оценка будет важнее собственного мнения о себе.
Взрослый страх негативного оценивания обычно формируется именно в школьные годы и именно родителями, придающими чрезмерную значимость школьным оценкам.
Зачем мучить ребенка, если в 30 лет нам все равно, была ли у нас тройка по химии в восьмом классе? Это никак не сказывается на взрослых успехах или неудачах. Как и отличная оценка, полученная 20 лет назад, вовсе не гарантирует любви или успеха в бизнесе.
Очень часто люди, которые действительно достигли в жизни успеха, богатые люди, в школе учились крайне неровно. По интересным предметам или у хороших учителей у них наверняка были высокие оценки. По скучным предметам или у посредственных педагогов на похвалу рассчитывать им не приходилось.
И это здоровый подход, потому что действительно богатыми и успешными людьми становятся те, кто умеет фокусироваться. Те, кто выбирает два-три качества и максимально развивает их. Те же, кто стремится к средним показателям по всем предметам, вырастают середнячками. Без особых достижений в жизни.
Стратегия успеха - развивать свое самое сильное качество и «покупать» слабое. Зарабатывайте за счет своих сильных качеств - и платите людям, которые сделают за вас то, что у вас не получается.
Как школьные оценки влияют на характер
Есть еще одна очень серьезная проблема. Для того чтобы получать социальное внимание в школе, ребенок должен быть либо отличником, гением, победителем олимпиад, либо хулиганом и двоечником. Хорошист или троечник социально проигрывает: его не замечают. И это беда для детей. Из них впоследствии формируется серая масса - именно благодаря системе школьного оценивания.
Все сказанное не значит, что успехи или неуспехи ребенка никак нельзя оценить. Но оценивать их должна сама жизнь. Например, когда ребенок выигрывает (или проигрывает) в спорте - это правильная оценка, по результату его личных достижений. Он начинает осознавать, как оценка зависит от количества приложенных усилий, потраченного времени и прочих вложений.
Альтернативные методы оценивания детей
Когда бабушка начинает выговаривать одной из моих девочек за плохие оценки и та расстраивается, я ей говорю: «Хорошо, ты сейчас получишь “отлично”. А как во взрослой жизни эти отличные оценки помогут тебе заработать лишнюю тысячу долларов? Объясни мне взаимосвязь между этим предметом и твоим будущим заработком».
И тогда у меня дети начинают думать: «Мама, а как во взрослой жизни? Что надо уметь и сделать, чтобы удался проект? Как взрослые зарабатывают? Что нужно, чтобы стать профессионалом, чтобы приглашали на хорошую работу?» А это уже другая позиция, другое мировоззрение.
Лучше всего мое отношение к оценкам продемонстрировать наглядно. Для примера возьмем кружок бисероплетения.
Каждая девочка в нем делает свои украшения. Сама выбирает интересные образцы и работает в своем темпе. Кто-то сделает одно изделие, кто-то за это время десять, кто-то - простое, кто-то - сверхсложное. Результат налицо, а процесс доставляет удовольствие. И в конце ребенок сам себе поставит оценку, сам себя мотивирует и сам себя убедит стараться больше, быть терпеливее или выбирать задачи сложнее.
Другой пример - кружок компьютерной мультипликации. Занятие творческое, требует усидчивости, внимательности и нетривиальных решений. Когда ребенок начнет показывать друзьям готовые ролики, для него это станет лучшей оценкой и сильнейшей мотивацией. Зачем еще какие-то оценки со стороны?
Как выработать у ребенка правильное отношение к школьным оценкам
Не надо его ругать, не надо его унижать по поводу низких оценок. Ему надо спокойно разъяснить:
Во-первых, это его оценка только на данный момент. Позже она изменится, если он захочет. Нужно всего лишь приложить больше усилий.
Во-вторых, это по большей части оценка его поведения и соответствия ответов указаниям в методическом пособии преподавателя. То есть для хорошей оценки важно не то, как много ты знаешь, а то, понравился ли твой ответ учителю, согласен ли он с твоим мнением.
Конечно, формально запрещено ставить оценки не за знания, а за поведение, но учителя все равно это делают. Ребенок должен понять, что оценка не определяет его как человека. Не влияет на отношение родителей, которые его любят. И существуют более важные вещи, чем мнение о нем других людей.
Да, каждому нужен результат в виде аттестата, в виде поступления в вуз, в виде баллов по тестированию. Субъективное мнение учителя не так уж важно, если результат достигнут. И это следует проговаривать все школьные годы.
В общем, я категорически против системы оценивания как таковой: жизнь лучше, чем любые педагоги, оценит результат. Школа оценивает не те результаты, не по тем критериям, и часто это делают не те люди. Так зачем же травмировать ребенка и портить его детство? Зачем вредить своим детям?
Рассмотрено на заседании
методической комиссии
Протокол № ____
От «___» _________ 2012 г.
Председатель методической
Комиссии ________
Доклад.
«Нужна ли оценка?».
Подготовила преподаватель математики
Маркина Татьяна Павловна
Электросталь 2012
Нужна ли оценка?
Что такое школьная отметка? Что она отражает - уровень знаний ученика, отношение к нему учителя или то, как учитель владеет методикой? Чему служит отметка? Зачем она нужна учителю или ученику?
Сколько обвинений звучит в адрес школьной отметки. Она отравляет жизнь ребенка, обесценивая все, за что его хвалили в дошкольной жизни. Отметка – это слепоглухонемой монстр, которому безразлично, что мальчик доброжелательный, что он умеет улаживать ребячьи ссоры, ловить рыбу и с ним советуются взрослые о том, какой гриб ядовитый, а какой – съедобный. Отметка не про то. Для отметки гораздо важнее, чтобы он умел определить, какой второй звук в слове «Юля», а если верно не определит, то накажут… отметкой. Так что же – отметка средство подавления личности? Способ деления всех детей на умных и глупых, которое быстро перерастает в школьной практике в деление на хороших и плохих.
Оценка ничего не создает в педагогике, ничего не строит, но может быть мощным разрушителем, - считает проректор МИПКРО Ольга Борисовна ЛОГИНОВА; - оценка нужна, но ее надо освободить от функции наказания, она не должна быть приговором, у ребенка может оставаться право пересдать то, за что хочется иметь более высокий балл.
Почему же нельзя учить без оценок?
Без оценок учить можно, только если не ставить задачу научить. Пока учитель несет ответственность за то, как ребенок освоил материал, пока ему нужно проверять, как идет учение, нужна отметка, вопрос только в том, какой она должна быть. И сегодня в системе образования есть такие сферы, где отметок нет. Такая райская жизнь там, где ребенок сам выбирает, чем хочет заниматься – в сфере дополнительного образования или в общеобразовательной школе за пределами базового компонента. Но в этих условиях и у учителя иная позиция: «Не справляешься или не интересно, можешь уйти в любой момент и пробовать себя в чем-то другом».
В той части образования, за которую учителя спросят – с одной стороны инспектора, с другой – родители, - отметка – это обратная связь, проверка того, все ли идет нормально, все ли он сделал и восприняты ли его усилия.
Оценка нужна и ученику.
Можно, конечно вспомнить, что малыши учатся без отметок и успешно, но в раннем детстве слишком велика необходимость учения, а так же любопытство. Там же, где этими естественными стимулами учение не движется, даже малышам нужна оценка в виде поощрения или наказания. Вряд ли стремление овладеть таблицей умножения может быть таким же непреодолимым, как стремление научиться стоять, а потом ходить, что ребенок будет непреклонно двигаться к цели. Здесь продвижение надо как-то стимулировать. Оценка и должна быть этим положительным стимулом.
Оценка должна способствовать выработке верной самооценки. Но человеку нужна положительная самооценка, то есть оценка хорошая. В этом педагогическое противоречие оценки: надо оценить, но оценить только положительно. У оценки в школе две главных функции: обратная связь и подкрепление или поощрение. Выполняет ли их сегодня оценка? Пожалуй, больше поводов сегодня говорить о минусах. Во-первых, с оценкой прочно срослась функция наказания. Учитель наказывает ученика, не выполнившего урок отметкой, и это сигнал родителям, что они тоже должны наказать ребенка. Из таких оценок-наказаний складывается отношение ребенка к себе как к неуспешному ученику, а этот ярлык предопределяет новые неудачи. Исследования доказывают, что дети, ориентированные на успех, учатся быстрее и легче, чем дети, ориентированные на неудачу.
Привет из прошлого.
Действующая шкала оценок фактически сократилась до 4-балльной. С ее помощью нельзя отметить небольшие продвижения ученика, что важно. Учителю часто приходится говорить: «Немного лучше, но это еще 3». Порог 4 так высок, что преодоление его выглядит нереальным, все усилия оказываются неоцененными, не замеченными, как бы бесполезными.
В оценке есть еще одно педагогическое противоречие. Она должна показать продвижение ученика, его рост относительно самого себя, прирост знаний, умений на каждом этапе. Но в то же время, особенно старшим школьникам, важно получить информацию о том, как их знания могут котироваться в сравнении с другими учениками, причем не только с учениками своего класса, а с потенциальными конкурентами, например, с абитуриентами вуза. Возможно ли вообще в одной оценке совместить относительные и абсолютные показатели? Вряд ли. Иногда пытаются текущие отметки выставлять относительные, фиксирующие каждое, даже незначительное продвижение ученика, а итоговые – преимущественно абсолютные, характеризующие успешность данного ребенка в ряду других детей или относительно выбранного эталона.
Нынешняя отметка, пришедшая к нам из классической немецкой гимназии, была первоначально шкалой рейтинга учеников, где «1» была самым высоким баллом, потому что показывала именно место ученика. Первый ученик получал единицы. Несмотря на то, что эта шкала давно перевернута и сокращена до 5-и балльной, она все равно расставляет детей в затылок друг за другом по степени овладения знаниями. А это значит, что она не выполняет тех функций, которые нужны ребенку: не фиксирует продвижения конкретного ребенка, и не является реальным показателем рейтинга его знаний в масштабах города, области, страны.
Удобство нынешней оценки и для учителя эфемерно: ее легко выставить, опираясь на формальное сопоставление с единым для всех эталоном. Но ею никак нельзя пользоваться в дальнейшем, потому что неизвестно, какого рода просчеты были в той или иной контрольной, и какого рода дополнительная работа нужна тому или иному ученику, чтобы ликвидировать пробелы. То, что эта отметка совмещает в себе текущую и итоговую, тоже обманывает кажущейся легкостью прогноза. Любые выводы, сделанные на основании существующей системы отметок, называть прогнозом – профанация, хотя, такой прогноз повсеместно делается и для некоторых детей навсегда рушит образовательную, да и реальную жизненную траекторию.
Что же можно сделать уже сейчас?
Важно, чтобы новые формы оценки позволяли в ходе изучения темы отражать индивидуальные достижения каждого ребенка, а на определенных этапах: конец раздела, конец темы, конец курса, - позволяли сравнивать их достижения с некоторым эталоном. Есть уже опыт экспериментальный работы более чем 1000 школ страны по педагогической технологии уровневой дифференциации. Для организации такой работы выделяются важные смысловые периоды: не четверти и полугодия, которые смысловой нагрузки не несут, а темы. На этот этап формулируется ожидаемый результат в требованиях базового уровня, необходимого каждому ребенку. Это тот минимум, который позволяет продолжать обучение.
Внутри темы учитель последовательно ведет детей к результату, ожидаемому в конце, который известен каждому ученику, открыт родителям. Это позволяет соотносить свой уровень подготовки с требованиями, делать осознанно выбор уровня освоения материала, своевременно устранять существующие трудности. При этом учитель пользуется оценками, стимулирующими учение, фиксирует продвижение каждого ученика к известным обеим сторонам целям.
Достижение критической границы знания во всех областях необходимо каждому, и поэтому к итоговой оценке можно подходить с единой меркой, отмечая факт освоения предмета на этом уровне: зачтено – не зачтено.
За все достижения, превышающие этот базовый уровень, ученик поощряется дополнительно содержательными оценками или оценками «хорошо», «отлично», а на первых порах – привычными «4», «5». То, чего надо достигнуть для овладения более высоким уровнем так же, как и базовый уровень, известно всем участникам образовательного процесса еще до начала изучения темы.
Важно, что каждый, кто достигает базового уровня ощущает себя успешным. Остановиться на этом уровне может позволить себе как сильный ученик, который данную область не считает важной и увлеченный другой, так и более слабый, для которого превышение базового уровня сложно. При этом последний может сохранять лицо и ощущать себя психологически комфортно, при этом школьная отметка не будет разрушать положительную самооценку.
Учителю удобно заменить малоинформативный классный журнал на специальные листы учета и контроля. Беглого взгляда на этот лист достаточно, чтобы вспомнить, с какими заданиями ученик не справился с первого раза, а значит, что требует дополнительной проработки перед до сдачей. Возможны индивидуальные домашние задания и индивидуальная работа на уроке, например, по карточкам, причем это будет не пустая трата времени, а целенаправленная работа по устранению пробелов.
Разные мнения учащихся об оценке.
Оценки НУЖНЫ:
- Я считаю, что оценки нам нужны, т. к. ученик может оценить то, на сколько он сделал задание.
- Оценки - показатель знаний. Я считаю, что они нужны. Оценивать знания нужно, т. к. они помогают понять уровень знаний.
- Я считаю, что оценки в школе нужны для того, чтобы знать как усвоен пройденный материал. Но знания не всегда оцениваются справедливо.
- Оценки, как мне кажется, нам нужны. Прежде всего это нужно для того, чтобы мы могли узнать оценку наших знаний, на сколько мы знаем и что надо «подтянуть». Но многие учителя несправедливо ставят оценки.
- В школе нужны оценки. Это помогает оценивать себя и знать оценку своих знаний. Но сейчас в своей большей части оценки не объективны. Нашему образованию нужны объективные оценки знаний и полное искоренение коррупции в этой сфере.
Оценки НЕ НУЖНЫ:
- А кому вообще нужны оценки? Они никому не нужны. Допустим, вызывают к директору насчёт успеваемости, начинают орать на ученика. Надо оценивать в конце года. Сделать контрольную за прошедший учебный год, а после работы решать, вызывать к директору или нет.
- Я считаю, что оценки вообще не нужны. Из-за них ты нервничаешь, иногда, а даже не иногда ты сильно разочаровываешься и не хочешь больше ничего делать по этому предмету из-за обиды или несправедливости, потому что ты понимаешь, что в любом случае, если надо, то тебя завалят. Оценки нужны родителям, якобы контроль, но в любом случае они не смогут повлиять на оценку, не зная ситуации. Альтернативный метод - это, мне кажется, срезы после каждой темы, за которые ты получаешь + или -, и к концу года у тебя будут стоять темы + и темы -.
- Оценки не нужны потому, что все ученики хотят получать положительные оценки, а когда их не получаешь, ты огорчаешься и тебе охото насолить учителю. Вот мое мнение на оценки.
- Я считаю, что оценки в школах не нужны, ведь каждый учится для себя. Если ученик получает 2, то он начинает дергаться и направлять все свои силы на этот предмет, запуская другие, и так по кругу.
- Также очень многие учителя ставят оценки по своему настроению или отношению к ученику.
- Оценки не нужны, так как нельзя правильно оценить ученика. Например, ученик ответил хорошо, и ему поставили 5. Другой ученик ответил тоже хорошо, но лучше первого, но он тоже получил 5. А еще нельзя правильно оценить устный ответ. Предлагаю систему как в Европе: в конце четверти ученик приходит и сдает материал учителю или пишет тест.
- А каково ваше отношение к оценкам?
Существует мнение, что стандартная пятибалльная система оценки знаний изжила себя.
Двойками в школе почти не пользуются, чтобы не портить статистику успеваемости (ибо двойка – это неуспеваемость, а тройка – уже успеваемость), единицу учителя вообще ставят только в случае крайнего нервного срыва. Остаются всего три оценки, которые часто не отражают реальный уровень знаний.
В начальных классах часто вместо оценок используют разные ёлочки-флажочки, которые рисуют на полях «отличной» тетрадки... ...важно не навешивать...с первых шагов ярлык двоечника и неудачника и не отбивать охоту к познанию и совершенствованию.
А вот в средних и старших классах двойка, на мой взгляд, нужна. Ведь повзрослевшие дети прекрасно понимают, что учитель всё равно не поставит им, например, двойку в четверти, чтобы не иметь проблем со школьной администрацией. И что в итоге?
Многие слабые ученики вместо того, чтобы хоть что-то подучить и прояснить, просто «забивают» на учёбу, не ходят на уроки, не ведут тетрадь. Школа-то всё равно выпустит с аттестатом.
А «липовые» троечники – это не только ученики, которые из-за своей безответственности не получат должных знаний и ограничат своё образование школой. Это и обида хороших, прилежных учеников, которые часто изо всех сил стараются что-то выучить, но получают в итоге ту же тройку.
А знай «липовые» троечники, что их просто не аттестуют в случае халатного отношения к учёбе (или поставят ту самую двойку и оставят на второй год) – ответственность и старательность не преминули бы появиться. Тем более что всех учеников по окончании школы ждёт ЕГЭ, на котором двойки как раз ставят, поэтому лучше заранее быть готовым к такому повороту событий, а не утешаться «липовой» тройкой.
Некоторые дети очень болезненно воспринимают такую оценку и в состоянии аффекта способны на самые необдуманные поступки. А что скрывать, к сожалению, до
сих пор немало учителей, способных двойкой «отомстить» ребёнку за несоответствие учительским ожиданиям.
Или «влепить пару» в наказание даже хорошему ученику, который не выполнил задание, но переживать будет сильно.
Поэтому важен настрой родителей по отношению к детской двойке. Не надо делать вид, что двойка – это ерунда и дело привычное. Пусть ребёнок поймёт, что получать двойки и лениться – не в его интересах.
Полемика о том, нужны ли школьные оценки - продолжается!
В школе нас классифицируют, как предметы на заводе - по типу и классу. Также все думают, как убедить ребенка учиться ? А надо ли это? Давайте посмотрим, есть ли альтернатива и может ли ученик хотеть учиться сам?
Кто-то двоечник, кто-то троечник, кто-то хорошист, а кто-то отличник. Если задуматься, сколько времени существует такая практика, то мы обнаружим, что она существует не долго. Также можно увидеть, что с момента внедрения оценочной технологии грамотность в школах заметно упала.
НО ЕСЛИ ПОСМОТРЕТЬ ВНИМАТЕЛЬНО И НЕПРЕДВЗЯТО, ТО РЕЗУЛЬТАТ ЛЮБОЙ ШКОЛЬНОЙ ОЦЕНКИ МОЖНО ОСПОРИТЬ. ПОСМОТРИТЕ НА ДВУХ ТРОЕЧНИКОВ. НЕУЖЕЛИ ВЫ ДУМАЕТЕ, ЧТО ОНИ ОДИНАКОВЫЕ ТРОЕЧНИКИ? ИЗ ДЕСЯТКА РАЗНЫХ ТРОЕЧНИКОВ ВЫ НЕ НАЙДЕТЕ ДВУХ ОДИНАКОВЫХ ПО УРОВНЮ ЗНАНИЙ ЛЮДЕЙ.
То же самое касается всех хорошистов и всех отличников и даже тех, кто учится неудовлетворительно. Так, как убедить ребенка учиться , если мы не можем понять кто есть кто? Когда мы говорим, что кто-то неудовлетворительно учится, мы подразумеваем, что этот двоечник НИЧЕГО НЕ ЗНАЕТ, но это же ложь!!!
Кому выгодны школьные оценки?
Государство хочет, чтобы на него работали различные люди, и оно совершенно не нуждается в том, чтобы эти люди были грамотны. Нужны специалисты (это обычно хорошисты и отличники) и нужны рабочие (это обычно двоечники и троечники).
Многие дети с самого раннего детства не соглашаются с такой системой оценок и подвергаются гонениям со стороны учителей. Некоторые из них продолжают не соглашаться и становятся предпринимателями или деятелями искусства. Те же, кто согласился, становятся работниками, которые умеют подчиняться и которых можно оценить.
Ни двоечник, ни троечник, ни хорошист не могут победить, а после этого мы думаем, как убедить ребенка учиться. Им навесили ярлык - не знающий или не до конца знающий. Но ведь школа это игра, цель которой - знать. Стали бы вы играть, например, в футбол, если выиграть не можете? Если тебе с помощью оценок говорят, что ты не знаешь - ты проигрываешь все 10 лет школы и 5 лет института. И кто ты будешь после этого?
Но посмотрите на отличника, разве он выигрывает? Школьная система образования, как будто построена так, чтобы невозможно было что-то понять. Отличник и не понимает, так как зачастую он просто выучивает всё наизусть, но применить не может (так как нет технологии обучения). Поэтому отличник много часов проводит за зубрёжкой, болеет и переживает.
Есть ли альтернатива оценочной системе?
Бальная система также не приводит к результату - ученик, который понимает предмет. Система зачетов помогает найти то, что ученик не понимает, но основы обучения данная система не предоставляет.
Лучшая система обучения и оценки знания была в древней Греции, когда на форум (ищу репетитора - таких мыслей не было в то время) приходили ученики и преподаватели.
Они могли спорить друг с другом, а учитель старался развить в ученике способность к суждению. В итоге ученик был удовлетворен тем, как он усвоил предмет. Он четко знал, что понял и его самоосознание - было для учителя лучшей оценкой.
Вы думаете в то время кому-то приходило в голову что-то списывать? Не это была цель! Целью была не оценка, а знание и умение.
Садись, два! (Нужна ли в школе двойка?)
Существует мнение, что стандартная пятибалльная система оценки знаний изжила себя. Двойками в школе почти не пользуются, чтобы не портить статистику успеваемости (ибо двойка – это неуспеваемость, а тройка – уже успеваемость), единицу учителя вообще ставят только в случае крайнего нервного срыва. Остаются всего три оценки, которые часто не отражают реальный уровень знаний.
В начальных классах часто вместо оценок используют разные ёлочки-флажочки, которые рисуют на полях «отличной» тетрадки. И это правильно: успеваемость младшего школьника – показатель нестабильный, он ведь ещё только привыкает к школе, к классно-урочной системе, только приступает к освоению новых предметов. Поэтому так важно не навешивать на него буквально с первых шагов ярлык двоечника и неудачника и не отбивать охоту к познанию и совершенствованию.
А вот в средних и старших классах двойка, на мой взгляд, нужна. Ведь повзрослевшие дети прекрасно понимают, что учитель всё равно не поставит им, например, двойку в четверти, чтобы не иметь проблем со школьной администрацией. И что в итоге?
Многие слабые ученики вместо того, чтобы хоть что-то подучить и прояснить, просто «забивают» на учёбу, не ходят на уроки, не ведут тетрадь. Школа-то всё равно выпустит с аттестатом.
А «липовые» троечники – это не только ученики, которые из-за своей безответственности не получат должных знаний и ограничат своё образование школой. Это и обида хороших, прилежных учеников, которые часто изо всех сил стараются что-то выучить, но получают в итоге ту же тройку.
А знай «липовые» троечники, что их просто не аттестуют в случае халатного отношения к учёбе (или поставят ту самую двойку и оставят на второй год) – ответственность и старательность не преминули бы появиться.
Тем более что всех учеников по окончании школы ждёт ЕГЭ, на котором двойки как раз ставят, поэтому лучше заранее быть готовым к такому повороту событий, а не утешаться «липовой» тройкой.
Правда, в распределении двоек должна быть определённая разумность.
Некоторые дети очень болезненно воспринимают такую оценку и в состоянии аффекта способны на самые необдуманные поступки. А что скрывать, к сожалению, до сих пор немало учителей, способных двойкой «отомстить» ребёнку за несоответствие учительским ожиданиям. Или «влепить пару» в наказание даже хорошему ученику, который не выполнил задание, но переживать будет сильно.
Поэтому важен настрой родителей по отношению к детской двойке. Не надо делать вид, что двойка – это ерунда и дело привычное. Это воспитает в ребёнке чувства безнаказанности и безответственности.
Нужно обязательно выяснить, почему ребёнок получил плохую отметку. Если она единичная и случайная – лучше утешить и приободрить незадачливого ученика, сказать, что он легко сможет свою двойку исправить. Но если Вы чувствуете, что плохие оценки – результат лени и некачественной подготовки к уроку – примите меры, используйте определенные запреты. Пусть ребёнок поймёт, что получать двойки и лениться – не в его интересах.
Вопреки распространённому мнению, поведение ученика на его успеваемость почти не влияет. То есть даже самый тихий и послушный, внимательно слушающий учителя ребёнок может совсем не понимать предмет. И наоборот, хулиганистый, буквально стоящий на голове ученик – учиться если не на «пять», то на твёрдую четвёрку.
Одной из причин плохой успеваемости по какому-либо предмету может быть отсутствие у ребёнка склонности к нему.
Обычно дети довольно чётко делятся на гуманитариев и технарей, соответственно, двойки у таких детей бывают либо по математике (физике, информатике), либо по русскому языку (литературе, истории).
Можно ли сделать что-то в таком случае?
Путём упорного труда и сидения над учебниками и решебниками – да, можно добиться четвёрки. Но научить будущего писателя отлично считать, а гениального программиста – писать стихи вряд ли получится, да и надо ли?
К тому же дети, крайне успешные в какой-то одной области, обычно и к оценкам по другим предметам относятся внимательно, стараясь двоек не допускать. Так что в этом случае проблема неуспеваемости ребром не встанет.
Бывает, что двойки – результат «запущенности» предмета.
Например, ребёнок много проболел (или, скажем честно, провалял дурака), а теперь не может понять, о чём идёт речь на уроке, да и дома самостоятельно изучить упущенный материал не в состоянии.
В этом случае родителям можно просто позаниматься с ребёнком, попросить о дополнительных занятиях учителя или нанять на время репетитора. Подтянувшись с их помощью, ученик сможет учиться самостоятельно, и проблема плохих оценок решится.
Иногда в плохих оценках ребёнка виновна тяжёлая психологическая обстановка в семье. Родители могут конфликтовать между собой или находится в конфронтации с ребёнком, в связи с чем ребёнок будет противиться обучению, а иногда и просто не иметь времени и должного настроя, чтобы подготовить уроки.
Отягощённому личными или семейными проблемами ребёнку также одиноко и тоскливо, как и взрослому, и он точно также испытывает апатию и нежелание что-либо делать, тем более делать старательно.
Более слабый ученик в таком случае просто махнёт на учёбу рукой, решив, что всё плохо и бесполезно куда-то рваться.
Более способный и ответственный ребёнок будет переживать из-за невозможности полноценно готовиться к урокам, постоянно проверять и перепроверять свои знания, «зависать» на одном и том же вопросе из-за излишней нервозности и ощущения нестабильности, и в итоге также уйдёт в школу за двойкой.
В таком случае помочь может только доверительная беседа с ребёнком, попытка установить с ним контакт, ободрить, успокоить. В крайнем случае, нелишней будет и помощь семейного психолога.
Но большинство хронических двоечников плохо учатся не по вышеназванным причинам, а из-за рассеянного внимания. Причём, рассеянное внимание – не результат непослушания, а генетическая, физиологическая особенность ребёнка.
Таким детям обычно очень трудно сконцентрироваться на приготовлении домашнего задания, они всеми силами оттягивают этот процесс, а когда приходит время садиться за уроки – буквально засыпают за столом с открытыми глазами, вяло реагируют на вопросы родителей, медленно пишут, читают и рассуждают. В итоге домашнюю работу за ребёнка приходится делать самим родителям – иначе он вообще ничего не успеет.
На уроке рассеянный малыш обычно не успевает записать всё, что диктует учитель, не сразу понимает суть заданий, часто и с охотой отвлекается на посторонние дела – и, как следствие, отстаёт и ничего не понимает.
Чем помочь такому ребёнку?
Во-первых, обратиться к врачам с целью проверить слух, зрение, психику, посоветоваться с учителями и школьным психологом, ведь учиться иногда мешают банальные болезни и недомогания. Во-вторых, если есть возможность – перевести ребёнка в коррекционный класс. Многие родители яро сопротивляются такой перспективе, боясь, что обучение в таком классе «непрестижно». Но подумайте, Вашему ребёнку нужен индивидуальный подход, дополнительные разъяснения, гибкие методы обучения и оценки.
Разве возможно всё это получить в классе, где кроме вашего ребёнка 30 человек, причём они успевают больше Вашего ребёнка и «гонят» учителя вперёд. А отстающий ученик за бортом исследований и открытий грустно хлопает глазами, пытаясь хоть что-то успеть…
В коррекционном классе облегчённая программа, но она позволит ребёнку закончить школу, освоив хотя бы азы наук, научиться грамотно писать и бегло читать, связно излагать свои мысли.
В-третьих, несмотря на кажущуюся бесперспективность этого занятия – всегда делайте с ребёнком уроки, направляйте его, подбадривайте и направляйте.
Не требуйте от него головокружительных достижений, не ставьте в пример соседских детей – ребёнок только излишне будет переживать, что ему всё равно никогда не достичь таких результатов, а от таких мыслей у любого руки опустятся.
Хвалите ребёнка даже за маленькие достижения и успехи. Учите его не столько обязательно понимать и успевать всё, сколько ставить перед собой цель и достигать её, не пасуя перед трудностями.
Не всегда даже отличники добиваются в жизни каких-то особых высот. Среди успешных людей много и отличников, и бывших двоечников. Немало зависит от везения, старательности, основательности и ответственности. А ещё – от веры в себя, которая появляется, в том числе, и благодаря нашей семье.
Любите ребёнка вне зависимости от того, какие оценки он приносит из школы, помогайте ему преодолевать трудности, и пусть Ваши старания отразятся не в дневнике, а в судьбе ребёнка.