Тканые пояса на бердышке. Советы для начинающих по заправке и работе на ткацком станке с бердом
Мастер-класс по браному ткачеству на бердо
Дара Ши
У современного горожанина, вряд ли найдется настоящий ткацкий станок, а если и найдется, то мало кто имеет возможность выделить для него отдельную комнату. Но все это вовсе не значит, что ткачество устарело и не доступно больше для рукодельниц. Вовсе нет. Не все знают, что дедушка ткацкого станка - это бердо, ткачество на котором еще не забыто и доступно нам сегодня.
Бердо позволяет создавать чудесные пояса, как в традиционном, так и в современном стиле, фантазируя с цветами и узорами. Искусство, которое востребовано, никогда не устаревает, а сотканный своими руками пояс для юбки или платья всегда выделит вас из толпы, да и оберегом послужит.
Итак, чтобы соткать пояс, нам потребуется:
Бердо. Оно представляет из себя деревянную пластину, в которой проделано несколько десятков продольных щелей. В каждом «столбике», разделяющим две щели, есть отверстие шириной 1-2мм. Бердо может быть разной ширины в зависимости от количества нитей, которое в него можно заправить. Если вы хотите пояс с узором, то приобретите бердо с числом заправочных нитей от 71, а лучше больше ста. Вы всегда сможете заправить меньше на узкий пояс, а вот если захочется соткать узор, а бердо его не вместит, то будет досадно и придется корректировать схему, что не всегда удобно.
Нож для прибивания утка. Он, конечно, может быть и простой линейкой, но учтите, что такой нож у вас быстро треснет и сломается. Кроме того, линейкой неудобно набирать узор. Не скупитесь на нож, пусть он будет из прочного дерева и заострен с одного конца, еще лучше, если будет ручка. Кстати, вам будет гораздо удобнее, если нож по длине будет сопоставим с бердо.
Челнок. Он нужен для протягивания нити утка. В принципе, его можно сделать из твердого картона и время от времени заменять. Главное, чтобы вам было удобно протягивать его через зев. У меня челнок сделан из ненужной картонной коробки, но если есть возможность, сделайте или купите деревянный, дольше прослужит.
Пряжа. Начинающему лучше взять шерстяные нитки средней толщины, лучше без примесей от которых нитка быстро мохрится и скатывается в шарики; или вообще хлопок; полушерсть с акрилом тоже будет хорошо.
Пояс. Да, еще вам нужен пояс, к которому вы привяжете нити, заправленные в бердо, когда будете ткать. Он можете быть любой, главное, чтобы не растягивался и не развязывался при довольно сильном натяжении. Завязывать его лучше всего под грудью, а не на талии, тогда нагрузка на спину будет меньше.
Булавки. Они нужны, чтобы закреплять уже сотканную часть на вашем поясе, когда вам станет трудно дотягиваться до рабочей зоны.
Ну вот и все, что нужно для того, чтобы начать.
Ткачество на бердо бывает двух основных видов - бранное (узорчатое) и заправочное . Заправочная техника проста, результат зависит там только от цветов, которые вы возьмете, а мы не ищем легких путей, поэтому будем сразу ткать пояс с узорами.
Я хочу соткать пояс с таким рисунком:
Обратите внимание, все клетки схемы обозначают нити, образующие узор. То есть, чтобы понять, сколько нам нужно нитей заправить в бердо, считаем все клеточки. В этом поясе у нас 7 нитей узора. Каждой узорной нити соответствуют две нити фона. Чтобы было понятнее: заправку бердо начинаем с его середины, вставляем нить узора, слева и справа от нее заправляем по две нити фона (соответственно в прорезь одну и в отверстие вторую с каждой стороны), вставляем следующую нить узора с обеих сторон, две нити фона за ними и т. д. Иногда к таких схемам прилагается схема заправки, но это бывает очень редко. Схему заправки того пояса, который буду ткать я, вы можете увидеть на рисунке ниже:
При таком количестве нитей у нас получится довольно узкий пояс. Я буду ткать пояс из зеленой и белой пряжи. Сам рисунок будет зеленым, а фон белым, поэтому для своего пояса мне необходимо взять 7 зеленых нитей и 22 белых.
Теперь нужно определиться с длиной пояса. Большая часть длины нитей уйдет на свободу движения бердо, на узлы и на сокращение длины из-за прохода утка. Рассчитывается длина нитей по этой формуле: необходимая длина изделия+20%+60 см (То есть, если мы хотим, чтобы тесьма была 1м, то необходимо взять 1м+20 см+60 см = 1 м 80 см нитей). Это минимум.
Отрезаем нужное количество нитей каждого цвета той длины, которая нам необходима, да еще запас делаем. То есть лучше всего 2 метра, если пояс будет 1 метр. Еще прибавляем на погрешность отреза, вряд ли вы отрежете нити ровно, а ровнять их потом придется по меньшим длинам.
Теперь заправляем нити в бердо так, как я сказала чуть выше, начиная с середины. Получается вот так:
Теперь наматываем нить утка на челнок. Не жалеем. Но вообще, если вам ее вдруг не хватит, то ничего страшного, всегда можно ее надставить, хотя лучше все таки брать с запасом. Уток при правильном ткачестве не видно на самом поясе, но видно с его краев, поэтому брать его нужно все-таки фонового цвета. У меня будет белый.
Когда заправили, нужно выровнять концы, чтобы нити были одной длины, так как ровно мы наверняка нитки не отрезали, завязываем в узел с одной стороны от бердо, чтобы нити не болтались и из бердо не вылетели. Расчесываем нити, проводя несколько раз бердо от начала в конец и обратно. Чтобы это было проще сделать, сразу привяжите узел с нитками к чему-нибудь достаточно прочному (подойдет чугунная батарея, прочная ручка балконной двери и т. д) или попросите кого-нибудь вам помочь.
Когда все расчесали, и не осталось спутанных ниток, завязываем второй конец нитей в узел, и привязываем его к своему поясу, что под грудью. Я привязываю оба узла шнурками, держат отлично. Подводим бердо к себе так, чтобы вам было удобно работать, при этом вы должны сидеть так, чтобы нитки были натянуты как струны. Тяните их так, как будто от этого зависит ваша жизнь:) иначе пояс у вас будет бугристым, а рисунок поведет.
Чтобы начать, нужно открыть зев. Для этого поднимаем или опускаем бердо, как вам угодно. При этом часть нитей, которая в прорезях, останется на месте, а та, что в отверстиях поднимется или опустится, и откроется зев. Ножом подправляете те нити, которые у вас не опустились\поднялись (например, зацепились, запутались или еще что-то) На первом этапе нити могут быть еще очень опушены и зев надо будет открывать ножом, так как нитки у основания пояса будут путаться.
Положений бердо бывает два - Земля и Небо. На рисунке ниже под буквой а обозначено положение Небо, когда вы поднимаете бердо; б - положение Земля, когда бердо опущено.
Когда открыли зев, прокладываем нить утка как можно ближе к началу пояса:
Как только вы проложили уток, меняем положение бердо. Если у вас была изначально земля, теперь держим в положении небо. Ножом прибиваем уток плотнее к началу, помогая очередному зеву открыться, получаем следующее:
Повторяем: снова протягиваем уток, прибиваем ножом, меняем положение бердо, открываем новый зев и снова прибиваем. А теперь берем нить утка и тянем аккуратно за кончик, при этом нити основы у нас стягиваются и получается первый ряд пояса. В зависимости от того, как туго вы затяните, будет варьироваться ширина пояса. Традиционные пояса затягивались настолько туго, что их можно было резать ножом и они не расплетались. Вы делайте так, как считаете нужным для своей работы. Соответственно пояс будет или плотным, или чуть более рыхлым.
Соткав первый ряд, повторяем все манипуляции с бердо и утком. При этом будьте внимательны, следите за шириной каждого ряда, когда затягиваете. Ширина - это едва ли не главная ошибка начинающих, старайтесь держать ее одинаковой на протяжении всего пояса, при необходимости берите линейку и сверяйте.
Нам не нужно начинать сразу с узоров, сперва необходим соткать несколько рядов для того, чтобы получить конец пояса. Обычно хватает сантиметров 5-7 с начала и в конце. Получим интересный шахматный узор, вот такой:
Когда решили, что соткали уже достаточно, приступаем к узору. Внимательно посмотрите на схему. Для удобства пронумеруйте ряды от начала до конца того сегмента, который будет повторяться. Теперь, чтобы открыть зев, мы будем не просто менять положение бердо, а работать с цветными узорными нитями. На схеме белые квадратики - это те узорные нити, которые должны уйти вниз зева, быть под ножом, а черные - те, что останутся наверху, независимо от того, в прорезях они или нет и какое положение они занимают, когда мы просто поменяли положение бердо, как делали до этого. Берем нож и набираем ряд по схеме. Нити фона остаются там, где им должно, их мы вообще не трогаем, меняем положение только нитей узора. Дошли ножом до первой нити, по схеме она должна быть внизу, если она наверху, то опускаем ее под нож, и так первые две зеленые нити. Следующие три будут наверху, далее две - внизу. Когда набрали, открываем зев и протягиваем уток, меняем положение бердо и набираем следующий ряд по схеме.
На рисунке видно, как ушла вверх узорная нить, которая должна быть наверху по схеме, но оказавшаяся внизу при открытом зеве:
Уже набранный первый ряд узора на ноже выглядит так (сейчас я буду открывать зев с набранными нитями по схеме):
Вы видите, что сверху у меня осталось всего три узорные нити, как и нарисовано в схеме.
Когда при помощи ножа вы откроете зев, нужно повторить все те же, уже привычные, действия: проложить уток, прибить ножом, поменять положение бердо, снова прибить, проверить ширину ряда, при необходимости подтянуть или расслабить.
Набирайте ряд по схеме при помощи ножа. Что нужно опускайте, что нужно - поднимайте. Не забывайте, что белые нитки должны оставаться на месте, их мы не трогаем! Сделали - открыли зев - проложили уток - прибили - поменяли положение - снова прибили - проверили ширину - приступили к следующему ряду по схеме.
Когда вы соткете первые два узорных ряда, то получится вот так:
Так, шаг за шагом, у вас будет появляться узор:
Как вы могли убедиться сами, в браном ткачестве нет ничего сложного, главное - это внимательность, аккуратность и желание творить, конечно!
Для первой работы не бойтесь брать даже тот пояс, который кажется сложным, если вам он очень нравится. Поверьте, сложный рисунок, при виде которого у вас загорелась душа, получится много лучше, чем простой, но не вызывающий никакого отклика, поэтому мой вам главный совет - никаких «тренировочных» работ! Пусть даже первый пояс будет живым и по-настоящему вам нравится.
Для составления узора в данной технике достаточно выбрать цвета и расположить их в нужной последовательности исходя из того что нитки 1-ого ряда будут составлять узор одного ряда, а 2 ряд ниток – следующего ряда и далее они только чередуются.
Предлагаю следующую схему для этого урока:
Расчёт ниток:
Считаем количество нужных нам ниток по выбранной нами схеме:
Красные нитки - 8
Оранжевые нитки - 10
Жёлтые нитки - 6
Чёрные нитки - 8
Синие нитки - 3
Если для первого раза схема покажется слишком длинной, можно взять только часть схему (нитки лучше взять потолще), например вот так:
Тогда расчет ниток следующий:
Красные нитки - 3
Жёлтые нитки - 4
Чёрные нитки - 2
Синие нитки - 3
Расчет длины ниток:
150см (длина изделия) + 22см (ширина бёрдышка) + 70см (кисти и сокращение длины) = 242см.
Это примерный расчёт. По началу лучше брать нитки подлиннее, чтобы наверняка хватило на изделие. С опытом вы уже будете знать, скольков вам ниток требуется на изделие определённой длины и ширины. Хочу лишь добавить, что чем длиннее изделие, тем больше нужно добавить на сокращение длины.
Предварительная подготовка:
1. Когда мы определились со схемой и длиной изделия, наснуем необходимое количество ниток. Процесс снования можно посмотреть в МК "Снование ниток".
2. Начинаем заправлять бердо. Желательно заправку начинать с середины, чтобы нитки равномерно расходились в разные стороны и при ткачестве бердо не перевешивалось на бок. Особенно это ощутимо при длинном бердо с множеством зубьев (от 60 зубьев и выше). Находим середину: предлагаю в данном примере за центр взять дощечку с дырочкой (если щель – начинайте с дощечки с отверстием либо справ, либо слева, это уже не важно), чтобы не было путаницы при дальнейшем объяснении техники.
Смотрим на схему. В самом центре у нас – нитка синего цвета. Продеваем ее в отверстие (теперь все нитки из второго ряда схемы будут продеваться у нас в отверстие, а все нитки первого ряда – в зуб, то есть в щель между дощечками)
3. Далее по схеме идут черные нитки из 1-ого ряда – справа и слева от синей, их продеваем в зуб. Нитки желательно вытягивать на одинаковую длину, чтобы сэкономить время на выравнивании и завязывании ниток в пучок после заправки всех ниток.
И так далее, пока не заправим все нитки. Рекомендую заправлять очень внимательно, чтобы не пропустить зуб или отверстие и не засунуть случайно в один зуб две нитки, иначе придется перезаправлять. Хорошо, когда это случается под конец, а если где-то в середине и когда очень много ниток - времени затрачивается достаточно.
4. Теперь подравниваем длину ниток, чтобы все они примерно находились на одном уровне, подправляем, если они спутались между собой. Можно помочь себе в этом массажкой или деревянным гребешком. Далее связываем их все вместе в узел. Так же рекомендую проверить, все ли нитки были завязаны в пучок, не вылезла ли хоть одна. Лучше сразу исправить это и перезавязать пучок.
И при помощи бердо, рук и возможно деревянной расчёски начинаем распутывать нитки по всей длине.
7. Расправив нитки, хорошо их натягиваем, чтобы ни одна ниточка не провисала. Длинные нитки сматываем в "косу" (МК «Сокращение длины ниток»).
Техника ткачества:
Шаг 1. Перед началом работы в пространство между нитками (зев) продеваем рабочий пояс и повязываем его вокруг себя. Можно начинать!
Шаг 2. Берем уточную нить и привязываем ее к крайней нитке, оставив небольшой хвостик.
Шаг 3. Теперь протягиваем уточную нить между двумя рядами ниток, подтягиваем нить, но не до конца, чтобы осталась петелька.
Шаг 4. Меняем зев – берем бердо за рамку и приподнимаем вверх, так, чтобы нитки в щелях ушли вниз, а сверху были нитки в отверстиях.
Шаг 5. Подбиваем ребром или деревянным ножом нитки и только сейчас затягиваем до конца уток. Правда, сама я в самом начале работы уток затягиваю только после второго ряда, а дальше уже после каждого. Вытянув уток, прокидываем его в новый зев.
Что нужно, чтобы ткать дома?
Кроме большого желания - только нужные приспособления, которые не изменились с древнейших времен.
В интернете можно найти множество очень хороших мастер-классов по ткачеству на дощечках, но в МК по ткачеству на бердышке или настольном станке - крайне мало.
Здесь я покажу Вам, что такое бердышко, какие они бывают и как различаются, а так же поделюсь ссылочками на доступные МК, по которым училась ткать сама.
Итак, бердо. Википедия сообщает, что Бердо - это "Приспособление для ручного ткачества , род гребня . Известно с древних времён. Может быть использовано для создания неширокой тканой полосы. На бёрдышке может быть изготовлен пояс , неширокое полотенце , скатерти и т.п." Выглядит традиционное бердо так:
Это обычное однорядное бердо, т.е. мы видим в нем отверстия в середине каждой планочки. Нитки заправляются как в сами отверстия, так и в прорези между планками.
Существуют еще двух рядное (дырочки в два ряда, по две на каждую планку друг над другом) и трех рядное. У меня маленькое бердышко именно трехрядное, хотя эту технику пока не освоила. Выглядит это так:t
Ткать на бердо пояса, тесьму, очелья и т.п. можно в трех техниках:
заправка в узор
(примеры можно посмотреть в моей статье "Ткачество", размещенной ранее), когда нити заправляются в определенном цветовом порядке, а узор образуется их переплетением;
2 к 1 - когда фоновые нити и узорные заправляются по принципу на 1 узорную нить - 2 фоновых. Узор образуется за счет полднятия или опускания узорных нитей. Используется для геометрических орнаментов;
брань 1 к 1, используется для тканья текстов (например, пояса с молитвой)
Ткачество так же может быть закладным, т.е. когда нити основы одного цвета и достаточно тонкие, а нити утка - наоборот, плотные, именно уток и образует узор.
Это далеко не полный перечень возможностей бердечка.
Бердо можно купить, а можно сделать и самостоятельно. Подборка мастер-классов по самостоятельному изготовлению берда у меня в жж - http://jenny-jan.livejournal.com/
Кроме берда нужны еще как минимум - челнок и нож. Челнок чем либо заменить трудно: на него наматывается нить, которая потом составит уток.
у меня вот такой (заказывала на Ярмарке Мастеров):
но могут быть самых разных форм:
Вторая необходимая деталь - прибивной нож. Он служит и для набора нитей узора (поэтому его еще иногда называют бральницей), он прибивает нити утка к предыдущему ряду, образуя плотное полотно.
Можно так же заказать, а можно использовать обычную линейку. На форумах мне попадалось мнение, что линейки часто ломаются. У меня сломалась только один раз (а тку я уже 2 года). Главное условие - линейка должна быть достаточно тяжелой и не металлической (легкая и неудобная в руке).
Настольные станки для ткачества облегчают нам жизнь: они компактны, удобны и не дают такого напряжения на спину. Бывают разные: с бердом, с ремизками. Ткать можно как и на обсном берде, так и своими особыми техниками. Тут отсылаю на Ярмарку Мастеров к Татьяне Сурис - ее курс для начинающих по ткацкому станку самое доходчивое и понятное, что мне попадалось. Добавлю, что в своем роде это вообще единственный он-лайн курс.
Выглядят станочки так:
бердо. Удобен тем, что если снять бердо - можно спокойно ткать на дощечках
и двухремизный (ремизки - две планочки со стальными палочками, аналогичен бердовому станочку)
Ткать на них очень удобно.
Мой обзор не претендует на полноту и оригинальность)))))
Все фото взяты с просторов интернета.
Спасибо за внимание!
Это одна из самых богатых в плане узора техника ткачества на бердо. Узор формируется за счёт перебора и счёта ниток, которые располагаются как вверху зева, так и внизу. Предлагаю познакомиться с этой техникой на примере такой схемы:
Расчёт ниток:
В технике «Брань 1:2» на одну узорную нитку приходится две нитки основы. По схеме у меня 7 узорных ниток, за счёт которых будем формировать узор, а значит - 14 ниток основы. Так же, помимо кромки, у нас в расчёт идут 2 кромочные нитки, которые будут располагаться по самым краям. На схеме заправки ниток это будет выглядеть так:
Теперь считаем нитки:
Белых ниток - 16
Чёрных ниток - 6
Красных ниток - 7
Хочу отдельно сказать по поводу кромки (не путать с «кромочными нитками») - она может быть любой ширины и состоять из разного количества ниток. В моём примере кромка состоит из трёх чёрных ниток, но точно также может быть из двух, из четырёх, из пяти и т.д. подряд идущих ниток одного или разных цветов.
Предварительная подготовка:
1. Нарезаем нитки нужной длины.
2. Теперь необходимо правильно заправить нитки. Начинаем как всегда от центра. На одну узорную нитку у нас две нитки основы - справа и слева от узорной нитки.
3. Точно также симметрично заправляем другие нитки. Не забываем, что на вторую узорную у нас тоже две нитки основы. Можно это запомнить так: (основа, узорная, основа), (основа, узорная, основа) и т.д.
4. Вот мы заправили наши основные узорные нитки вместе с основой. Внимательно перепроверяем, чтоб нигде ничего не потеряли и не пропустили.
5. Как я уже говорила, можно кромочные нитки сделать больше или меньше по количеству, например, по две чёрные нитки на кромку.
Но в моём примере я использую три чёрные нитки, и вот так выглядит заправка в конце.
6. После заправки всех ниток связываем их в общий пучок, крепим к неподвижной опоре и расправляем нитки по всей длине.
7. Хорошо натягиваем нитки и связываем их в пучок. Вместо пояса можно использовать скобу, которую крепим при помощи тесьмы или узкого пояска на талии. У меня скобы на тот момент не было, и я приспособила вот такую планку с двумя гвоздиками по краям. Скоба очень полезна при ткачестве, так как при перевязывании сотканной части на поясе, натяжение ниток и само полотно немного искажается, и если в прежних техниках этого не было заметно, то при ткачестве бранного узора в данной технике - искажение может быть очень сильно заметно, особенно при тканье широких поясов или тесьмы.
8. Уточная нитка как правило того же цвета, что и основа, то есть в нашем случаи - нитка белого цвета.
Техника ткачества:
Шаг 1. В самом начале, чтобы получить ровный край можно подложить линейку.
Шаг 2. В самом начале работы мы просто закрепляем нитки, прокладывая несколько рядов без переборов.
У нас должна получится вот такая шахматка.
Шаг 3. Далее начинаем ткать узор. Для этого мы начинаем плести с того ряда, где у нас 1 и 7 узорные нитки находятся вверху. В моем случаи это 2 ряд по схеме заправки ниток. Так как по схеме нам нужны только 1 и 7 нитка, остальные опускаем. Работаем только с узорными нитками! Основу не трогаем, она у нас идёт фоном. Прокладываем уток, меняем зев и подбиваем нитки.
Обучающий ткачеству на берде для начинающих, готов и доступен на сайте Крафтики ! Работа над созданием была очень волнительным мероприятием, и надеюсь, что зрителям все понравится, ведь мы так старались! Это первый обучающий курс для меня, поэтому не судите строго, а я, в свою очередь, готова всячески помогать обучающимся.
А теперь подробности создания и содержания…
О чем курс и чему он научит?
В курсе вы узнаете:
- что такое бердо и какие инструменты нужны для ткачества на нем
- какие материалы выбрать для разных целей
- как отсновать и заправить нити основы в бердо
- как ткать простейшими ткацкими переплетениями: полотняным, саржевым и ажурным
- какие дополнительные материалы можно применить в ткачестве
- как создавать различные эффекты и фактуры на поверхности тканого полотна
- некоторые приемы и приспособления, упрощающие процесс ткачества
- как можно декорировать готовое полотно
- какие изделия можно создать таким образом
- как ухаживать за такими изделиями
Чем удобны курсы Крафтики?
- неограниченный доступ к приобретенному курсу
- возможность обучаться в удобном для вас ритме
- обратная связь с преподавателем, то есть со мной:)
- к курсу прилагаются дополнительные материалы
Как это произошло?
В ноябре 2015 со мной связались ребята из Крафтики и предложили разработать вместе видеокурс по ткачеству на берде. Мне сразу понравилась идея, ведь я давно мечтала сделать мастер-классы в видеоформате, но не имела такой возможности: ни подходящего оборудования, ни навыков сведения и обработки, ни помощника, на худой конец. Так что я сразу согласилась и начала продумывать структуру и содержание курса.
И вот, в декабре мы приступили к съемкам. Я привезла в студию целый ворох пряжи, шарфов и образцов, завалив этим стол и полки и превратив место съемки в подобие моей домашней мастерской . Конечно, в первый день я ужасно стеснялась камеры, потому что никогда не снималась: лицо кирпичом, голос тихий и строгий, взгляд стервозный… лоб блестящий!
Но ребята были терпеливы, мы делали много дублей, пока я не валилась под стол от перенапряжения (никогда не подумала бы, что это так тяжело). Иногда казалось, что я снимаюсь в специфическом фильме: «Откинь волосы с лица! Припудри лоб! Улыбайся, чтобы все видели, что ты получаешь удовольствие от процесса! Громче!» Было весело, как вы понимаете:)
И вот несколько дней съемок обернулись двухчасовым курсом и 2 двухминутным промо-роликом. Последний мы снимали в уютнейшем Циферблате на Невском , а именно в дальней красной комнатке — мне там очень понравилось.
Несмотря на то, что я привыкла выступать перед публикой и следить за своей речью, камера оказалась настоящим испытанием для моих нервишек. Правда ведь, я смотрю и разговариваю с ней, словно она загнала меня в угол?)) Надеюсь, что я не ляпнула чушь от волнения и не забыла везде , но вы уж простите Нику, она очень старалась сделать все наилучшим образом:)
Совместными усилиями мы создали красочный материал, подробно иллюстрирующий все, чему необходимо научиться новичку. Технология ткачества полотна на берде предельно проста, нужно лишь соблюдать некоторые правила и быть внимательным к деталям — все это в двух часах концентрированного мастер-класса, обучающего всему, что вы можете увидеть в моих изделиях!
А теперь немного фотографий, освещающих рабочий процесс:)