По чайной. Чайные традиции
делать что-л. ; происходить
Понемногу и нечасто; очень медленно.
Подразумевается, что результат какого-л. действия достигается значительно медленнее, чем следует. Имеется в виду, что производимое лицом (Х ) действие (p ) или какое-л. событие (Р ) протекает с временны/ми промежутками, в незначительном масштабе. Говорится с неодобрением, если темп осуществления действия не устраивает говорящего. реч. стандарт . ✦ Х делает Р <Р происходит> в час по чайной ложке . неизм. Только с глаголами несов. в. В роли обст. Порядок слов-компонентов фиксир.Она ведь еле ходит, в час по чайной ложке , да и то с палкой. Парнишка был в общем-то толковый, но вот с речью прямо беда. Выдавливает слова в час по чайной ложке , да и те не всегда внятные. А. Маринина, Закон трёх отрицаний.
А машинист какой-то попался - всё тянет и тянет, в час по чайной ложке . Ч. Айтматов, И дольше века длится день .
Ну, если ты будешь собираться в час по чайной ложке , мы никуда не успеем. (Реч. )
Ты заговариваешь мне зубы вместо того, чтобы рассказать, что было. Мне всегда нужно из тебя вытягивать в час по чайной ложке . В. Кунин, Русские на Мариенплац .
Годов пятнадцать тому назад лечил мне зубы Абрам Исакович; копейки не брал и не мучил долго. Сунет в рот железку, посверлит и отпустит. Так и лечил, через час по чайной ложке . Л. Борисов, Помощник Ната Пинкертона.
Самолёты шли на аэродром в Копушках через час по столовой ложке . Прибывал груз, инструкторы, минёры, новая подрывная техника. П. Вершигора, Люди с чистой совестью .
После смерти [художника] Перова кое-что из его созданий было издано <…>, но только всё маленькими порциями, в розницу, через час по ложке , там и сям, в иллюстрациях и в иллюстрированных изданиях. В. Стасов, В.Г. Перов .
культурологический комментарий: Первоначально фразеол. представлял собой регламентирующую приём лекарства надпись аптекаря на бутылочках с микстурами. (Бирих А.К., Мокиенко В.М., Степанова Л.И. Словарь русской фразеологии. Историко-этимологический справочник. СПб. , 2001. С. 615. ) Образ фразеол. через компонент час соотносится с временны/м кодом культуры, т. е. с совокупностью имён, обозначающих членение времени на отрезки, и с отношением человека ко времени. В данном случае в метафорически образном содержании фразеол. час предстаёт как относительно длительный временно/й отрезок. фразеол. соотносится также с предметно-вещным (посудным) кодом культуры, т. е. с совокупностью наименований предметов посуды, выступающих в роли знаков "языка" культуры, и отображает стереотипное представление о чайной (столовой) ложке как о ёмкости, вмещающей в себя незначительную дозу (порцию) помещаемой в неё субстанции. В метафоре, лежащей в основе образа, медленное, "растянутое" осуществление какого-л. действия с временны/ми промежутками уподобляется процессу порционного приёма лекарства, при котором необходимо соблюдать временно/й интервал между назначенными врачом дозами. фразеол. в целом выполняет роль эталона, т. е. меры, медленного протекания какой-л. ситуации. И. В. Захаренко- - медленное употребление алкоголя увеличивает его действие, возможно ввиду всасывания через слизистую ротовой полости...
Мир Лема - словарь и путеводитель
- - по/л ча/йной...
Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник
- - делать что-л.; происходить Понемногу и нечасто; очень медленно...
Фразеологический словарь русского языка
- - делать что-л.; происходить Понемногу и нечасто; очень медленно...
Фразеологический словарь русского языка
- - Разг. Неизм. Очень медленно и помалу; еле-еле. Только с глаг. несов. вида: принимать, говорить, делать… как? . А вы, молодые писатели, до сих пор писали слишком мало – . «Нынче опять новый врач принимает?» – «Он самый...
Учебный фразеологический словарь
- - 1) очень медленно; 2) редко...
Живая речь. Словарь разговорных выражений
- - ...
Орфографический словарь-справочник
- - п"ол ч"айной л"...
Русский орфографический словарь
- - через час по ложке - действовать медленно; нерешительно, с остановками; с надоедливым промежуточным повторением Ср. Принимать через час по столовой ложке. Ср. "Говорила я тебе, что ты рано на покой собрался"...
Толково-фразеологический словарь Михельсона
- - Черезъ часъ по ложкѣ дѣйствовать медленно; нерѣшительно, съ остановками - съ надоѣдливымъ промежуточнымъ повтореніемъ. Ср. Принимать черезъ часъ по столовой ложкѣ ...
Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)
- - Разг. Ирон. Очень медленно и помалу. - А вы, молодые писатели, до сих пор писали слишком мало - через час по чайной ложке, и знают вас только интеллигенты - подписчики журналов...
Фразеологический словарь русского литературного языка
- - Загануть ли те загадку - перекинуть через грядку, через плетень, через барский двор...
- - Через улицу серой утицей, через сад перепелкою, через широк двор красным кочетом, а в высок терем добрым молодцем...
В.И. Даль. Пословицы русского народа
- - Разг. Неодобр. Очень медленно, очень долго, с перерывами. БМС 1998, 615; ФСРЯ, 516; ЗС 1996, 477, 484; БТС, 503, 1467...
Большой словарь русских поговорок
- - нареч, кол-во синонимов: 4 еле-еле медленно по чуть-чуть понемногу...
Словарь синонимов
"ЧЕРЕЗ ЧАС ПО ЧАЙНОЙ ЛОЖКЕ" в книгах
Из книги Варенья, джемы, желе, повидло, пастила, мармелады, компоты, конфитюр автора Кашин Сергей ПавловичВаренье из лепестков чайной розы
Из книги Заготовки. Легко и по правилам автора Соколовская М.Варенье из лепестков чайной розы
Из книги Оригинальные рецепты варенья из лука, кабачков, арбузов и лепестков цветов автора Лагутина Татьяна ВладимировнаКозий сыр с черной икрой на ложке «По-рублевски просто»
Из книги Блюда из сыра автора Треер Гера МарксовнаРаздел I Висит на ложке, свесив ножки…
Из книги Большая кулинарная книга автора Рощин ИльяО вилке, ложке и о Торе
Из книги На кухне моей бабушки: еврейская поваренная книга автора Люкимсон Петр ЕфимовичДух даосской чайной культуры
Из книги Китайское искусство чаепития автора Лин ВанДух даосской чайной культуры Общественное звучание китайской чайной культуры в основном отражено в философии конфуцианства, в то время как ее эстетика и практическое наполнение сложились под влиянием философии даосизма.Философская школа даосизма и даосизм – две
Салфетки для чайной церемонии
Из книги Украшение дома своими руками. Хендмейд. Модные решения интерьеров, подарков и аксессуаров автора Доброва Елена ВладимировнаСалфетки для чайной церемонии Изящные декоративные салфетки для чайной церемонии (рис. 57) сшиты из жаккардовой ткани красного цвета с набивным узором в китайском стиле. Для двух салфеток понадобится 160 см такой ткани при ширине 90 см. Длина салфетки зависит от ширины
Картошка в ложке
Из книги Игры, очень полезные для развития ребенка! 185 простых игр, в которые должен сыграть каждый умный ребенок автора Шульман ТатьянаКартошка в ложке В одном конце комнаты стоят два стула, на каждом – по чашке с несколькими картофелинами.На противоположном конце комнаты – два стула с пустыми чашками. Соревнуются две команды.Команды получают две одинаковые ложки, в которые помещается одна картошка.По
Гадание на чайной гуще
Из книги Золотая книга гаданий автора Судьина НатальяГадание на чайной гуще Для того чтобы правильно прочесть знак, который сложится из чаинок, возьмите чашку простой формы. Жидкость должна только прикрывать дно. Возьмите чашку в левую руку и взболтайте чай, делая три резких поворота чашкой по часовой стрелке. Переверните
224. Гадание на чайной гуще
Из книги 365. Сны, гадания, приметы на каждый день автора Ольшевская Наталья224. Гадание на чайной гуще Для того чтобы правильно прочесть знак, который сложится из чаинок, возьмите чашку простой формы. Жидкость должна только прикрывать дно. Возьмите чашку в левую руку и взболтайте чай, делая три резких поворота чашкой по часовой стрелке.
Гадание по деревянной ложке
Из книги Большая книга славянских гаданий и предсказаний автора Дикмар ЯнГадание по деревянной ложке На Троицу девушки вставали под березой и подкидывали вверх деревянную ложку. Если она застревала в ветвях, значит, до конца года девушка выйдет замуж.Если ложка падала сразу, надежды на замужество не было, а если она на некоторое время
ГЛАВА ПЯТИДЕСЯТАЯ Продолжение пути от Сарая через Албанские и Лесгийские горы, через Железные Ворота и через другие места
Из книги Путешествие в Восточные страны Вильгельма де Рубрук в лето Благости 1253 автора де Рубрук ГильомГЛАВА ПЯТИДЕСЯТАЯ Продолжение пути от Сарая через Албанские и Лесгийские горы, через Железные Ворота и через другие места Удалившись таким образом из Сарая в праздник Всех Святых и направляясь все к югу, мы добрались в праздник Святого Мартина до гор Аланов. Между Бату и
По столовой ложке после еды
Из книги Симорон из первых рук, или Как достичь того, чего достичь невозможно автора П БурланПо столовой ложке после еды Приятно идти по городу сквозь строй манящих-горящих витрин и вывесок с бегущими литерами: «С-И-М-О-Р-О-Н». Тем, кто вкусил симоронские деликатесы, не терпится попотчевать ими собратьев.ЧИТАТЕЛЬ. Как отличить собратьев от несобратьев?Искатели
Такуан о чайной церемонии (тя-но-ю)
Из книги Основы дзэн-буддизма автора Судзуки Дайсэцу ТэйтароТакуан о чайной церемонии (тя-но-ю) «Принцип тя-но-ю заключается в духе гармоничного слияния Неба и Земли и является средством установления всеобщего мира. В наши дни люди превратили чайную церемонию в простое событие, связанное со встречей друзей, разговорами о мирских
Термин «глобализация» еще не был придуман, а товары уже кочевали по миру, привнося в каждую культуру заимствованные вкусы, привычки, манеры. Так и чужестранный чай внедрился в российский быт незаметно и ненавязчиво. Точная дата его появления на Руси остается под вопросом. Создается впечатление, что самовары кипели в избах испокон веков, а чаепитие всегда было исконно русской традицией.
Во времена Ивана Грозного о чае знали лишь понаслышке. Первыми, кто поведал о необычном напитке, считаются российские послы, казачьи атаманы Ялышев и Петров, вернувшиеся в 1567 году из русского путешествия в Китайскую империю. Однако историки находили свидетельства, что за сто лет до этого, в середине XV века, при царствовании Ивана III, восточные купцы уже привозили в Россию чай.
В 1618 году государь Михаил Федорович Романов получил царский подарок от монгольского Алтын-хана - четыре пуда чайного листа. Напиток не впечатлил двор, да и обычные московиты к чаю ничего не испытывали, кроме любопытства.
Второй царь династии Романовых, Алексей Михайлович, имел проблемы с пищеварением, и лекари отпаивали его чаем. Результат порадовал всех, «жизненная сила» чайного напитка была высоко оценена. В лекарственных рецептах того времени чай фигурировал как лечебный ингредиент, и это было его основное применение.
В скором времени с Китаем были подписаны торговые соглашения, и чай стал предметом обмена, чаще всего на ценные меха. Количество товара тогда измерялось в верблюдах, а продукт перевозили в цибиках.
Цибик - пакет или ящик, обшитый сырой кожей и наполненный сухим чаем весом около 40 кг.
Поверхностное знакомство русских с душистым напитком переросло в настоящую любовь благодаря Екатерине II, которая сама питала слабость к заморскому зелью. Были замечены бодрящие свойства, оценен его вкус, и общение с чаем стало приносить удовольствие.
В правление Екатерины II за год употреблялись шесть тысяч «нагруженных верблюдов» заварки. Императрица лично курировала чайные караваны и производство посуды на Императорском фарфоровом заводе. При ней Москва быстро превратилась в чайную столицу России.
По российским необъятным просторам обоз из гужевых повозок добирался от Китая через всю Сибирь и далее до Москвы более полугода. Поэтому чай был очень долгожданным, дорогостоящим и недоступным для простолюдина продуктом.
В эпоху правления Романовых в 17 веке царские приемы проходили с чаепитием. Его пили бояре и богатые купцы, которые к тому же ухватились за «чайное дело» и начали сколачивать на нем состояние. Только в следующем столетии чай распространился на дворянство и купечество среднего уровня.
В России наблюдалась тенденция вытеснения им традиционных русских напитков (сбитень, мед), имевших сладковатый вкус. Вероятно, поэтому женщинам он не нравился из-за горчинки, тем более, что изначально его пили без сахара. Крепкий чай считался мужским напитком.
Во второй половине XIX века стали завозить через одесский порт также индийский и цейлонский сорта, к перевозкам подключились железные дороги. За короткое время чай превратился в доступный продукт, а ближе к концу 19-го столетия его пили все сословия царской России. Тогда же на рынке появились низкосортные дешевые сорта.
Как пили чай разные сословия
Чай постепенно опускался по иерархическим ступеням общества до самых низов. Каждая прослойка населения пыталась подражать вышестоящим, но в силу ограниченных возможностей привносила что-то свое и подстраивала чайный ритуал под себя.
Утонченные аристократы во многом копировали англичан - безукоризненная сервировка стола, красивая посуда, молочник. Здесь употребляли дорогой китайский чай редких сортов, который приносили в сухом виде и заваривали уже за столом.
Дворяне изначально, до появления фарфоровой чайной посуды, пили его из резных стаканов в подстаканниках. Неотъемлемой частью чаепития являлось общение, собственно, с этой целью и собиралась компания за чайным столом.
Купцы и богатые помещики выставляли свою зажиточность напоказ и мерялись кошельками. Чайная церемония представляла собой великолепную возможность выделиться, поэтому ее обставляли со всей помпой и атрибутами изобилия: самовар, различные варенья, мед, многообразие сладкой и соленой выпечки.
Чаепитие длилось долго и обстоятельно, чашки наполняли многократно. Чай пили из блюдца. Учитывая выпиваемое количество, заварку делали очень крепкую, чтобы надолго хватило, и разводили ее в чашках кипятком. Сорта употребляли такие, что дают насыщенный темный цвет.
Мещане - чиновники, лавочники, трактирщики и городские обыватели - подражали богатым сословиям, и собирались за чаем наподобие аристократов. Не имея финансовых возможностей, они все же пытались накрывать изобильный стол на купеческий манер.
Чай стоил дорого, поэтому брали самый дешевый сорт и разбавляли до полупрозрачного состояния. Закуски были простые. Посиделки сопровождались не только разговорами, но и песнями, часто исполняемыми под гитару.
Считается, что русский городской романс под гитару возник и оформился в музыкальный жанр во времена мещанских чаепитий. С простым и небольшим инструментом было удобно разместиться за столом.
Своя культура чаепития сложилась в царской России в общепите. В трактирах чай подавали в двух чайниках, которые ставились один на другой и представляли собой прототип самовара: в нижнем кипяток, в верхнем заварка. Посетитель сам готовил себе напиток нужной крепости. Чай пили из стаканов, которые использовались также для спиртного.
Чайная обычно состояла из двух залов. В одном были большие столы, на которые выставлялся самовар и заварник. Чай разводили по вкусу и пили с закусками. В другом зале решались деловые вопросы, проводились встречи и оформлялись документы.
Характерные черты русского чаепития
Россияне почему-то больше полюбили черный чай. «Чаевничанье» стало синонимом задушевной беседы, знаком гостеприимства и обязательным завершающим этапом застолья. Английская чопорность и обязательность, японская и китайская тонкость чайной церемонии в России не прижились. Здесь полностью отмели формализованный порядок чаепития.
Русская душа требует размаха, открытости и душевности. Чайные традиции в России неотделимы от обстоятельных разговоров на любые насущные темы. Чай пьют сколько угодно раз, зимой чаще, чем в теплое время года. К нему обязательно прилагается сладкое - варенье, выпечка, мед, конфеты.
Для гостей во многих домах есть праздничные сервизы: столовый и чайный. В советское время такая специальная посуда была показателем благополучия и статуса в обществе. Все домохозяйки, чтобы хоть как-то приобщиться к элите, мечтали о перламутровом сервизе «Мадонна».
Праздничный стол
Неизменными всегда остаются два этапа русского застолья: основные блюда с алкогольными напитками и чай с десертами. Во время смены стола гости, разомлевшие от обильной трапезы, выходят перекурить и попудрить носик, и настраиваются на неспешное чаепитие и откровенные беседы. Крепкий чай способствует пищеварению и бодрит.
Такое продолжение застолья спасает от последствий переедания и чрезмерного опьянения. Сервировка стола и способ заваривания чая зависят от хозяйки. Выставляются конфеты, мед, сахар, варенье, лимон ломтиками, выпечка или торт, молоко/сливки в молочнике.
Специальный «сладкий стол»
Так принято называть экономную разновидность застолья, урезанную до чаепития. Ее используют по разным причинам: устроители хотят без этикетных формальностей по-быстрому отметить какое-то событие, мало времени для общения, обстоятельства не позволяют накрыть полноценный стол и так далее. Часто в таких случаях берут пакетированный чай и минимальный набор сладостей в одноразовой посуде или собирают стол вскладчину.
По-домашнему
Россияне пьют чай несколько раз в день, дома и на работе: в качестве «третьего» после основного приема пищи или отдельно, с десертом или без него. Обычно и дома, и в офисе у каждого есть своя любимая чашка. Часто пьют его перед телевизором.
Любители добавляют к чайной заварке ароматные травы или пряности. Если чай готовится на всю семью, его настаивают в заварнике и разводят кипятком в чашках. В заварной чайник 1-2 раза доливают кипяток по мере опустошения.
Нежданные гости
Угощение чаем - обычный знак гостеприимства, даже если человек зашел не в гости, а с какой-то целью. Особенно в холода святое дело предложить чашку чая продрогшему визитеру. Никаких устоявшихся правил здесь нет.
При желании, хозяин может составить гостю компанию или предложить что-то из сладостей, но может этого и не делать. Данной традиции придерживаются и в офисах, в зависимости от того, сколько времени посетитель там проводит.
Чаепитие по-русски очень демократичное - в каждом доме сложились свои традиции и рецепты. Чай заваривают разными способами. Все они предельно просты. Главной особенностью было и остается «двухчайниковое» заваривание и хорошее прогревание.
- Счастливые обладатели самовара ставили сверху в специальное гнездо большой заварочный чайник. По мере прогревания воды в самоваре прогревался сосуд с чаем. Напиток разливали по стаканам, не разбавляя, и пили вприкуску со сладостями.
- Если самовара нет, то из чайника и заварника составляли «чайную пару». Чайный лист заливали кипятком в заварнике и утепляли для настаивания. Для него часто шили красивую специальную грелку - «бабу». Такой чай подавался неразведенным, со сладостями вприкуску.
- Третий способ, возможно, самый простой, экономный и популярный в советское время: в заварном чайничке делали очень крепкий настой, разливали понемногу в чашки, и доливали горячей водой.
Чаю нужно отдать должное - он завоевал такую популярность, что полностью вытеснил из обихода традиционные русские напитки. При этом даже не пришлось изобретать посуду. В самоваре всегда готовили русский сбитень, который по составу напоминает безалкогольный глинтвейн.
Сбитень: Из патоки вперемешку с пряностями (зверобой, стручковый перец, лавровый лист, шалфей, имбирь, мускатный орех) готовят очень густой темно-красный отвар и разливают в банки. Тягучую жидкость разводят по мере надобности водой и добавляют сахар.
Популярными напитками были также морс и медовуха. С приходом чая самовар «переквалифицировали» на «чаеварение».
Популярные виды
Чайные гурманы в России появились сразу. В страну поступали очень редкие элитные сорта китайского чая, в том числе желтый императорский и дорогие представители черного «цветочного».
В Москве было несколько сотен китайских лавочек, где выбор зеленого и черного был очень богатый. Москвичам полюбились зеленые чаи «Императорский лянсин» и «Жемчужный отборный», желтый «Юнфачо с цветами» и белый сорта «Серебряные иголки». Северная столица предпочитала тонкий вкус цветочных сортов.
В больших городах с выбором чая было проще. Жители сельской местности не разбирались в элитных напитках и не озадачивались сортами и качеством. Во-первых, к ним поступали в продажу не лучшие и самые дешевые сорта, во-вторых, из-за высоких цен, крестьяне предпочитали готовить вместо них сборы:
- «копорский» из сушеной травы иван-чая;
- «деревянный» из листьев и коры деревьев (березы, дуба, ясеня);
- травяные сборы;
- из листьев и плодов фруктовых деревьев и ягодных кустов.
Нечистоплотные дельцы, готовые на любые ухищрения, чтобы сыграть на популярности продукта и извлечь выгоду, воспользовались таким богатым ассортиментом альтернативных напитков. Так появились фальсифицированные чаи.
Они должны были выглядеть как настоящие, поэтому самодельные сборы обрабатывались красителями, зачастую ядовитыми, смешивались с ненатуральными добавками и выдавались за натуральный продукт. Наихудшим видом такой деятельности были манипуляции со спитой заваркой, которая собиралась по чайным заведениям. В правительстве была разработана схема пресечения и система наказаний для торговцев подделками.
Благодаря народной изобретательности, было испробовано множество рецептов альтернативных напитков. Некоторые из них настолько понравились, что стали популярными. Так в российский обиход вошло понятие «фиточай».
Стереотипы
В традициях русского чаепития сложились свои собственные клише, влияющие на его оценку. Ему приписываются несуществующие формы и факты, но:
- Самовар - не является русским изобретением, но используется уже очень давно, сначала для сбитня, потом для чая.
- Блюдце - пить из него считается вульгарным. Но кто пробовал, тот знает - так действительно вкуснее. Так было принято в купеческой, а позже и мещанской среде.
- Стакан с подстаканником - чайный экспонат, дань времени, отголоски которого остались в российских поездах. Но все же хороший чай в стакане великолепен. Особенно если посмотреть на свет.
- Баба на чайник - игрушку с широкими юбками может заменить смешная курица или разноцветный петух с распростертыми на чайник крыльями. На крайний случай сойдет хозяйская шапка. Лишь бы чай не замерз.
- Заварка - почему бы и нет, чтобы не возиться с бесконечными завариваниями в самый разгар беседы.
Чай - универсальный напиток, который одновременно насыщает, бодрит и успокаивает. С ним приятно в компании и в одиночку. И даже читать о нем хорошо за чаем.
фото: depositphotos.com/island, Forewer
Японцы пьют в основном зелёный чай, реже - жёлтый. Жёлтые чаи завариваются по-китайски, в гайвани, настаивая не более 2 минут. Зелёные чаи пьют и в обычном, листовом виде, и в виде порошка. Во втором случае чайные листья перед завариванием перетираются в фарфоровой ступке. Нормальным количеством заварки на 200 г воды считается 1 чайная ложка порошка (или 1,5-2 ложки листового чая). Чай заваривают в фарфоровых шаровидных чайниках, нередко, по китайскому обычаю, с ситечками для заварки. Температура воды для заваривания чая не превышает 60 °C, время заваривания не превышает 4 минут. В таких условиях чай не может полностью экстрактироваться, но зато в напитке сохраняется максимум аромата, который более всего и ценят в нём японцы. Чай имеет слабый, бледно-зелёный цвет. Японские чашки обычно не имеют ручек и очень малы - их объём не превышает 50 мл. Чай из них пьют очень медленно, маленькими глотками, без сахара или иных добавок.
В простом и безыскусном японском чаепитии нет ни капли демонстративности - оно отлично подойдет для человека, пьющего чай в одиночестве или в компании, в которой больше молчат, нежели разговаривают. Предшествует чаепитию угощение самыми незатейливыми блюдами и напитками, а во время самого чаепития предлагаются различные сладости.
Кроме повседневного чаепития, чай пьют во время японской чайной церемонии. В настоящее время чайная церемония сохранилась практически в первозданном виде, и она необыкновенно популярна. Для неё готовится особый, церемониальный чай: листья растираются в мельчайший порошок, который заваривается из расчёта приблизительно 100 г чая на 500 мл воды. Полученный напиток имеет консистенцию жидкой сметаны, он очень терпкий и чрезвычайно ароматный.
Чайная церемония представляет собой специально организованную и упорядоченную встречу хозяина – чайного мастера – и его гостей для совместного отдыха, сопровождаемого употреблением чая. Церемония состоит из нескольких действий, совершаемых в строгом порядке.
Выделяют шесть традиционных разновидностей чайной церемонии: ночная, на восходе солнца, утренняя, послеобеденная, вечерняя, специальная. Ночная церемония проводится обычно при луне. Особенностью ночной церемонии является то, что порошковый чай готовят непосредственно во время церемонии, заваривая его очень крепко. Завершается церемония не позже четырёх часов утра. Церемония «на восходе солнца» начинается в три-четыре часа утра и продолжается до шести утра. Утренняя начинается около шести утра. Послеобеденная начинается около часа пополудни, из еды подаются только пирожные. Вечерняя начинается около шести часов вечера. Специальная (риндзитяною) проводится по особым случаям, празднование какого-либо события.
- Введение, краткая история чая и культура чая в древнем Китае от III тысячелетия до нашей эры.
- Основные события, повлиявшие на развитие, изменение и распространение напитка.
- Сущность чайной церемонии. Правильный подход к восприятию чая. Принципы и азы раскрытия чайного листа. Вода.
- Предметная среда и ее правильное использование в чайной церемонии: посуда и чайная утварь. Исинская глина, цзиндэчжэньский фарфор.
- Критерии систематизации и идентификации сортов, наиболее распространённые в мире классификации чая.
Урок 2 – Пуэр
- Основы профессионального чайного титестинга
- Пуэры: история появления, технология производства, основные места производства, отличия между видами и сортами, легенды, предпочтительная посуда и варианты заваривания
- Лекция и дегустация при помощи гайвани (чайная церемония пин-ча) с использование цветового тренажера Tea Color и «колеса ароматов».
Урок 3 – Красные чаи
- Красный чай: история появления, технология производства, основные места производства, знаменитые сорта, отличия между сортами, легенды, предпочтительная посуда и варианты заваривания.
Урок 4 – Зеленые чаи
- Зеленый чай: История, технология производства, основные места производства, знаменитые сорта, отличия между сортами, легенды, предпочтительная посуда и варианты заваривания.
- Лекция и дегустация способом приготовления чая при помощи гайвани (чайная церемония пин-ча) с использование цветового тренажера Tea Color и «колеса ароматов».
Урок 5 - Улун
- Улуны: история появления, технология производства, основные места производства, знаменитые сорта, отличия между сортами, легенды, предпочтительная посуда и варианты заваривания.
- Лекция и дегустация способ приготовления чая в церемонии гун-фу-ча (высшее чайное мастерство) с использование цветового тренажера Tea Color и «колеса ароматов».
Урок 6 – Белый, Желтый чай и Черный чай
- Белый и желтый и черный чаи: история появления, технология производства, основные места производства, знаменитые сорта, отличия между сортами, легенды, предпочтительная посуда и варианты заваривания.
- Лекция и дегустация способом приготовления чая при помощи гайвани (чайная церемония пин-ча) с использование цветового тренажера Tea Color и «колеса ароматов».
Урок 7 – вода, инструменты, чайная беседа, свойства чая
- Приготовление посуды для проведения церемонии, уход за чайной утварью
- Теория и практика разных способов заваривания чая.
- Биохимия чая: вещества чайного листа и их воздействие на организм. Чай, как лекарство с точки зрения китайской медицины, 10 запретов на чай, простые советы по правильному употреблению чая. Правила хранения чая в домашних условиях
- Нечайные чаи: цветы, добавки, сочетания. Чайная миксология, ароматизация и купажирование чая.
- Экзамен на теоретическое и практическое овладение полученной информацией и заваривание чая методом Пин Ча.