История духов. Краткая история парфюмерии История создания парфюма
В арсенале любой современной женщины есть парфюм, который можно использовать как в повседневной жизни, так и для особых случаев. При этом его выбор зависит не только от стоимости, но и от личных предпочтений. Ведь через аромат можно передать эмоции, настроение, выразить чувства. В этой статье вы узнаете, что такое духи, и как они менялись со временем. А также мы рассмотрим, как не ошибиться с выбором аромата.
Что такое духи?
Духи представляют собой очень сложную концентрированную композицию. Современные парфюмеры используют палитру из 5-6 тысяч различных запахов, чтобы создать неповторимый аромат. Однако от количества в составе зависит то, к какой категории относится конечный продукт. Ведь это могут быть просто духи, которые содержат до 40% чистой эссенции аромата. А может быть туалетная вода, обладающая более воздушным и легким ароматом. При этом одеколоны и лосьоны содержат всего 2% эссенции, поэтому их запах не столь сильно ощущается окружающим.
Так как духи - высококонцентрированная смесь, в ее основу входят не только натуральные эфирные масла, но и спирт. Это позволяет сохранять аромат в течение долгого времени и раскрывать его неповторимые свойства.
Немного истории
Упоминания о духах были оставлены еще в Древнем Египте. Первым парфюмером считается женщина по имени Таппути, которая проживала во втором тысячелетии до н.э. Именно она создавала первые ароматические композиции на основе эфирных масел, экстрактов цветов, мирры, фильтрованной и дистиллированной воды.
За все время существования парфюм претерпел множество изменений, которые связаны с культурой народов и географическим расположением. Так, в Индии были популярны терпкие духи на основе ладана, используемые в ритуалах и жертвоприношениях. Персидский врач Авиценна создал первую с нежным и легким ароматом. А уже в средневековой Европе стали производиться первые духи на основе спирта и экстрактов душистых цветов и растений. Известно, что сегодня Франция остается лидером по изготовлению элитных ароматов.
На вопрос о том, что такое духи, можно с уверенностью ответить, что это настоящее достояние мировой цивилизации. Ведь они привнесли огромный вклад в развитие культуры и науки многих народов мира.
Женские духи
Парфюм принято разделять на женский и мужской. Две категории отличаются между собой не только составом, но и терпкостью аромата. Так, выполняются в мягких и нежных нотах. В их производстве используются эфирные жасмина, ванили и других исконно женских запахов. При этом духи должны оставлять за собой шлейф, рассказывающий целую историю о своей владелице.
Самыми популярными женским парфюмами на сегодняшний день являются Joy of Pink от Lacoste и Hugo Woman от Hugo Boss. Однако не теряет свою актуальность и знаменитая композиция "Шанель №5", которая получила мировое признание и вошла в историю.
Мужские духи
Парфюм для представителей сильной половины человечества отличается терпкостью аромата. Духи для мужчин изготавливаются на основе цитрусовых и травяных запахов. Часто в их состав входят эфирные масла бергамота, эвкалипта и других бодрящих экстрактов. Кроме того, духи для мужчин следует выбирать с большой осторожностью, ведь их аромат способен рассказать окружающим женщинам о многом.
Большой популярностью пользуются композиции Eternity for Men от Calvin Klein и Allure Home Sport от Chanel. Именно эти ароматы являются самыми продаваемыми на мировом рынке парфюмерии.
Духи с феромонами
В последнее время на прилавках парфюмерных магазинов можно встретить ароматические композиции с феромонами. Но что это такое? Давайте рассмотрим.
Духи с феромонами призваны соблазнять и привлекать внимание противоположного пола, ведь при их изготовлении используются специальные афродизиаки. При этом существуют подобные композиции как для женщин, так и для мужчин.
Из природных афродизиаков можно выделить иланг-иланг, имбирь, корицу, мускат, розмарин и сандал. Именно эти компоненты парфюмеры добавляют в духи с феромонами. Однако можно встретить экземпляры даже с различными химическими добавками.
Как не ошибиться при приобретении духов?
Вопрос выбора парфюма, пожалуй, волнует многих. Ведь что такое духи? Это выражение индивидуальности, внутреннего состояния, эмоций, настроения, даже некоего посыла окружающим. Поэтому важно подобрать аромат, который будет максимально точно подходить человеку.
Крайне аккуратно нужно выбирать сладкие композиции, ведь далеко не всем окружающим нравится их приторность. Более того, у некоторых такой аромат может вызвать больше негативных эмоций. Поэтому лучше отдавать предпочтение мягким запахам.
Для женщин самым лаконичным вариантом будут легкие которые оставляют едва заметный карамельный шлейф, потому что агрессивные ароматы могут только отпугнуть мужчин. А вот бодрящие мятные и цитрусовые парфюмерные композиции придутся по нраву практически всем. Более того, они подходят как мужчинам, так и женщинам. Такие духи подарят свежесть на весь день и станут отличным дополнением повседневного образа. Более экстравагантные ароматы лучше приберечь для вечернего торжества.
Не забывайте, что при выборе духов нужно полагаться еще и на собственные ощущения, ведь используемый аромат должен вызывать у вас и способствовать позитивному настрою. Поэтому не спешите скупать все новинки мировой парфюмерии. Подберите собственный запах, который будет идти с вами по жизни.
Таинственная и необъяснимая природа запахов привлекала человечество всегда. Тонкие ароматы цветов, пряные запахи деревьев и смол – все это вызывало и продолжает вызывать в человеке благоговейный восторг. Сказать с уверенностью, кто и когда впервые понял, что можно научиться извлекать из природных веществ их ароматную квинтэссенцию, невозможно. Вероятнее всего, это произошло на заре развития человечества, когда в костер попала ветка сандалового дерева или хвойная смола. С тех пор и началась одна из самых увлекательных страниц развития цивилизации – история парфюмерии.
История парфюмерии: с чего все начиналось?
Точная дата рождения парфюмерного искусства теряется в глубине веков. Известно только, что оно появилось в древних южных и восточных странах – в частности, в Месопотамии и Аравии. На первых порах сфера употребления благовоний была довольно ограниченной и заключалась в религиозных обрядах и жертвоприношениях. И только спустя какое-то время ароматные масти получили более широкое распространение.
Первопроходцами в мире запахов стали египтяне. Во времена царицы Клеопатры, которая, кстати, сама составляла некоторые ароматические композиции, использование благовоний и притираний для тела распространилось на высшие круги египетской аристократии.
От египтян искусство приготовления и использования ароматных снадобий переняли израильтяне, ассирийцы, римляне и греки. В античном мире особой популярностью пользовались ладан, роза, сантал, мускус, мирра и другие ароматы, широко используемые до сих пор. Многие римские императоры (такие, как Каллигула, Отон и Нерон) питали особенную слабость к утонченным благовониям, прививая эту привычку и благородным патрициям.
История парфюмерии не была бы полной, если бы в ее полотно не внесли важные штрихи арабы. Легендарный целитель Авиценна был первым, кто сумел извлечь пахучую составляющую растений при помощи процесса дистилляции. Именно он впервые получил прославленную розовую воду.
Индия, с ее богатством флоры, также не осталась в стороне от развития парфюмерного искусства. Как раз на ее землях изготавливались благовония с ароматами пачули, сантала, амбры, ветивера, мускуса, корицы, гвоздики, камфоры, розы и жасмина.
Парфюмерия в европейских странах
Что касается Европы, то она долгое время была невосприимчива к волшебному обаянию благовоний. Первыми просветителями диких варваров в этом отношении стали римские легионеры. Однако, как только римское владычество пало под натиском воинственных готов и гуннов, зачатки утонченного почитания запахов снова ушли в небытие.
Ситуация изменилась с началом крестовых походов, когда рыцари, вернувшиеся из восточных земель, привозили дамам сердца ароматные подарки. В XII веке во Франции уже работали первые парфюмерии, однако три столетия спустя, с началом производства спирта, парфюмерия перешла на новую ступень развития. С этого момента история парфюмерии и косметики развивалась семимильными шагами: духи, туалетная вода, одеколон, ароматные мази и притирания стали обязательным условием существования любой уважающей себя аристократки, а немногим позже переместились и в народные массы.
Франция стала меккой любителей парфюмерии (и, кстати, до сегодняшнего дня ею она и остается). Основы этого искусства, заложенные в городе Грассе, повлияли на развитие умения составлять ароматные композиции во всем мире. Во времена Наполеона использование одеколона и туалетной воды достигло своего пика. Мода на все французское, которая захлестнула с головой высшие слои российского общества, подразумевала использование настоящих французских духов. Что касается Англии, то здесь пуританские традиции и законы морали не позволяли применять чересчур тяжелые ароматы – это было попросту неприлично.
В ХХ веке профессия парфюмера не только не сдала своих позиций, но, напротив, стала еще более востребована. С развитием fashion-индустрии и созданием первых домов моды потребность в новых ароматах еще больше возросла. Менялось и само восприятие парфюмерии: отныне важен был не только сам запах, но и дизайн флакона, его размеры, форма, цвет, удобство использования. С самого начала ХХ столетия и до сих пор ведущие гуру модной и косметической индустрии регулярно балуют своих поклонниц новыми ароматами.
Подводим итог
История парфюмерии – еще одно доказательство того, что человечество (и особенно представительницы прекрасного пола) делает все возможное, чтобы лишний раз подчеркнуть свою притягательность. И гармонично подобранный к образу запах только усиливает ее.
История парфюмерии идет рука об руку с историей человечества. Этот манящий, загадочный, сказочный мир ароматов имеет свои традиции, правила и законы.
В давние времена служители церкви использовали свойства запахов в различных культовых обрядах, они в курительницах сжигали цветы и корни растений, стремясь с помощью аромата проникнуть в божественную сущность. Известно, что в Египте изготавливали разнообразные ароматные масла и благовонные притирки и мази, которые использовали в священных ритуалах и женских туалетах. Римляне пользовались ароматами в целебных целях. Персы и арабы считались непревзойденными знатоками пряностей, они первые открыли для себя парфюмерное искусство.
Развитие науки способствовало развитию парфюмерного искусства. Высокопоставленные вельможи оценили гигиеническую и магическую силу парфюмерии. В XII веке Венеция становится центром парфюмерии, там перерабатываются пряности, привезенные с Востока.
Во второй половине XIV столетия появляется ароматическая вода (жидкие духи), основой для которой послужили эфирные масла и спирт. Существует легенда, монах подарил больной королеве Венгрии Елизавете рецепт первой ароматической воды, на основе розмарина, "Вода королевы Венгрии". Королева начала принимать воду внутрь и быстро пошла на поправку.
В XIV веке профессия перчаточника соединилась с профессией парфюмера, отсюда - парфюмированные перчатки.
Первая парфюмерная фабрика появилась во Флоренции в 1608 году в монастыре Сайта Мария Новелла. Монахам-доминиканцам покровительствовали - Папа Римский и высокие вельможи.
1709 год - появление "Кельнской воды". Ее создал француз Жан-Мари Фарина, торговец специями из Кёльна. В XVIII веке ее привезли во Францию, где стала называться одеколон.
В XIX веке прародители современной парфюмерии (Эрнест Дальтроф - "Carоп", Франсуа Коти - "Coty", Жан Герлен - "Guerlain") выдвинули несколько теорий в искусстве создания ароматов.
Тогда же духи перестали производить кустарным способом, стали появляться парфюмерные компании.
Франсуа Коти - первый соединил запахи, созданные искусственно, с запахами натуральными. Так, в 1917 году он выпускает "Chypre" ("Шипр"), который стал основой для целой группы араматов. Получили развитие восточные и амбровые ароматы.
В 1920-е годы появляются "синтетические" ароматы, прорыв в парфюмерном искусстве совершили альдегиды. Первый раз их использовали в "Chanel №5".
В 50-е годы XX века французская парфюмерия находится на пике славы. Во Франции работают многие известные парфюмеры.
1960-е годы - большим спросом пользуются ароматы для мужчин.
Для 1970-х годов характерна мода на "pret-a-porter", появляется парфюмерия "pret-a-porter de lux", которая не утратила высокого качества и утонченной изысканности "haute couture", однако стала доступнее.
В 80-е годы XX столетия вошли в моду "амбровые" композиции. Также появляются свежие морские и озоновые ароматы.
В 1990-е годы пришли новые технологии - "Living-Flower Technology" ("Живые цветы"), они дают возможность "собирать" запахи несорванных растений ("вытягивать" аромат).
Духи конца XX - начала XXI веков вобрали в себя запахи ананаса, апельсина, манго, лимона, смородины. Эти композиции прекрасно гармонируют с естественным ароматом кожи, они неуловимы, легки и прозрачны.
На протяжении всей истории человечества парфюмерия играла огромную роль в жизни человека, который с древних времен стремился выглядеть лучше, пахнуть лучше и лучше себя чувствовать – словом, быть лучшим. Большинство из нас не задуматся о том, как давно появились духи – мы просто знаем, что хотим воспользоваться любимым ароматом, чтобы чувствовать себя привлекательной и неотразимой. Однако если вы хотя бы поверхностно изучить историю парфюмерии, можно увидеть, что это отнюдь не было первоначальной целью составителей ароматических композиций.
Первые духи – благовония
«Изобретение» духов приписывают древним египтяням. Первые духи были на самом деле благовониями, ароматными веществами, которые жгли во время религиозных обрядов. С этой целью ароматические вещества использовали и древние греки, и древние римляне. Более того, слово «парфюм» происходит от латинского «per fumum», что значит «через дым». Именно путем сжигания ароматической древесины и смол наши предки получали благовония – первые парфюмы, которые использовались для религиозных церемоний и ритуалов. В храмах стояли специальные сосуды, куда верующие должны были сливать жертвенные масла. Изображения и скульптуры богов чуть ли не ежедневно умащивались благовонными маслами. Наиболее подходящим жертвенным даром считался ладан. Для культовых воскурений использовались смола кедра, ладан и мирра. Небольшие шарики или пастилки из ароматических веществ помещались в специальные трубки (курительницы).
Эволюция парфюмерии происходит одновременно с возникновением и совершенствованием примитивной декоративной косметики . Но и краска для лица, и благовония изначально не предназначались для привлечения противоположного пола; их предназначение заключалось в том, чтобы принести благосклонность богов. Египтяне были очень религиозны. Вот почему они так серьезно относились к искусству создания духов – они считали, что боги будут к ним благосклонны, если они будут хорошо пахнуть, если окружат себя приятными запахами. Более того, египтяне даже после смерти умудрялись источать не трупное зловоние, а приятный аромат. Древние египтяне верили в переселение душ. По их представлениям, после того как человеческая душа покидает тело, она вселяется в какое-либо животное и в течение трех тысяч лет воплощается в виде всевозможных существ, пока, наконец, вновь не примет человеческий образ. Это поверье объясняет чрезмерную заботу, с которой египтяне бальзамировали своих мертвецов, чтобы душа после долгого путешествия могла найти свою прежнюю оболочку и вернуться в нее. Во время бальзамирования, очищенную от внутренностей полость тела заполняли измельченными миррой, кассией и другими ароматическими веществами, кроме ладана. Несколько раз в году мумии извлекали и с большими почестями совершали над ними поминальные обряды. Эти обряды включали курение благовоний, ритуальные возлияния. Над головой мумии лили ароматические масла.
Благовония готовились в храмовых мастерских жрецами по стандартным рецептурам, тексты которых были высечены на каменных стенах. Были указаны объемные и весовые соотношения компонентов, продолжительность процедур, выходы и потери. Таким образом, древнеегипетских жрецов можно назвать первыми профессиональными парфюмерами.
Использование духов становится индивидуальным
На протяжении многих лет благовониями и примитивными духами пользовались только жрецы, проводившие религиозные обряды, и редкие богачи. Со временем те, кто был достаточно богатым и влиятельным, чтобы позволить себе покупать ароматические вещества, стали пользоваться ими не только для религиозных обрядов, но и с более приземленной целью. Чтобы приятно пахнуть, ароматическую древесину и смолы ароматических веществ замачивали в воде и масле, а затем смазывали этой жидкостью все тело. Когда эта практика стала общепринятой, жрецы вынуждены были отказаться от «монополии» на драгоценные ароматы. Продолжая присутствовать во всех религиозных обрядах, ароматические вещества все чаще используются как средства гигиены и предметы роскоши. Следующим логическим шагом стало использование ароматических масел в банях. Роскошные бани древних греков и римлян обязаны своим появлением чистоплотным египтянам. Ароматически масла защищали их кожу от сухости в жарком климате. Так появились первые кремы и мази для примитивных увлажняющих средств.
Вскоре к природным растительным смолам и бальзамам добавились душистые масла, которые атлеты применяли перед соревнованиями, а прекрасные афинянки – для обольщения и удовольствия. Целый ритуал последовательного нанесения равных ароматических веществ производился при замужестве. Греки первыми в истории стали добавлять в состав духов пряности и специи (сейчас без них не обходится ни один ориентальный аромат), а также душистые цветочные масла; чаще всего применялись розы, лилии или фиалки, бывшие у греков в особом почете.
В Древней Греции появляются первые официальные парфюмеры, составлявшие душистые композиции из масел шафрана, ириса, шалфея, лилии, аниса, корицы. Говорят, что греки были первыми, кому удалось создать жидкие духи, хотя они существенно отличались от современного аналога. Для приготовления духов греки использовали смесь ароматических порошков и масел (в частности оливкового и миндального) – и никакого спирта.
После Древней Греции и Востока духи проникают в Древний Рим. Древние римляне, тщательно следившие за гигиеной, смазывали тело по несколько раз в день, причем не только тело, но и волосы. В римских банях (термах) можно было найти сосуды с ароматическими маслами на любой вкус, всех форм и размеров. Римляне совершали омовение не менее трех раз в день, поэтому в домах состоятельных римлян всегда были запасы ароматических масел и других душистых веществ. Также римляне использовали духи для ароматизации помещений, особенно во время пиров, где собиралось очень много людей. Для этого духи наносили на крылья голубей и выпускали птиц в помещение. Во время полета духи разбрызгивались и ароматизировали воздух. Кроме того, головы гостей на пирах освежали рабы, разбрызгивая на них духи. Когда же умерла жена Нерона Помпея, он приказал сжечь в ее честь ладана больше, чем могла произвести Аравия за десять лет.
Римляне, как и греки, внесли свою долю в усовершенствование техники изготовления духов. Они начали использовать технику мацерации (погружение ароматических субстанций в масла) и выжимку под прессом. Из Египта, Индии, Африки и Аравии сюда доставляют душистое сырье. Во многих ароматических веществах римляне первыми открыли целебные свойства.
Любовь к ароматам достигла пика в тот момент, когда империя приходила в упадок. Духами начали обливать даже пороги домов, мебель и военное снаряжение, а также собак и лошадей.
Красивый сосуд для изысканного аромата
Египтяне с большим почтением относились к благовониям, и считали, что хранить их можно только в самых красивых и дорогих сосудах. Египтяне прилагали все усилия, чтобы создать особенно красивые сосуды для ароматических смол и масел. Для этого они использовали такие экзотические материалы, как алебастр, черное дерево и даже фарфор. Но знакомый нам стеклянный флакончик для духов появился только в Древнем Риме. Он пришел на смену глиняным сосудам, используемым греками.
Духи распространяются по всему миру
С появлением и развитием христианской религии широкое употребление ароматических веществ несколько замирает, как в повседневной жизни (духи стали связывать с легкомыслием), так и в религиозных обрядах. После падения Римской империи использование духов пошло на убыль; в Европе парфюмерное искусство практически исчезает, но на арабском Востоке оно достигает наибольшего расцвета. У арабов ароматические вещества ценились столь же высоко, как драгоценные камни. Арабы сыграли огромную роль в развитии парфюмерного искусства. Арабский врач и химик Авиценна разработал процесса дистилляции масел (извлечения масла из цветов). Свое изобретение Авиценна опробовал на розах. Так появилось розовое масло. До Авиценны жидкие духи приготовляли из смеси масла и измельченных стеблей или лепестков цветов, поэтому духи имели очень сильный, насыщенный аромат. Благодаря разработанному Авиценной процессу процесс приготовления духов был существенно упрощен, и «розовая вода» быстро стала очень популярной.
В XII веке, через Венецию, крестоносцы вновь ввозят в Европу отшлифованное на Востоке искусство – украшать и очищать свое тело ароматическими веществами и запахами. Поскольку это искусство получает все большее распространение в средневековой Европе, возникают все новые и новые ароматические соединения и, как следствие, новые ароматы. Использование духов стало символом статуса, признаком высокого положения в обществе. Только те, у кого много денег, могли позволить себе дорогие ароматы. Богатые европейцы заказывали ароматические смолы в Китае. Постепенно использование духов вошло в традицию. Именно в Средние века европейцы наконец приблизились к чистоте и гигиене. В моду вошли омовения, бани, парильни. Популярными стали ароматные четки, надушенные меховые воротники, подушки с лепестками роз и «ароматные яблочки», которые носили на цепочках или браслетах. Одновременно ароматные средства использовались в медицине. В борьбе с чумой применялось окуривание розмарином или ягодами можжевельника.
Самыми знаменитыми в средневековой Европе были легендарные духи «eau de Hongrie», созданные в 1370 году на основе флердоранжа, розы, мяты, мелисы, лимона и розмарина. В это время появляется «эссенция нероли», экстракт из цветков апельсинового дерева, которая используется и в наши дни. Другое немаловажное изобретение европейцев – аромат «a la frangipane», названный в честь итальянского парфюмера Франжипани, использовавшего при изготовлении духов горький миндаль, который до этого использовался только в кулинарии.
У мира парфюмерии есть собственная история, которая неразрывно связана с историей всего человечества.
О том, что аромат приподнимает нас над обыденной реальностью, знали издавна. Недаром жрецы сжигали растения, выполняя священные ритуалы, участвуя в обрядах, с помощью запахов постигая, таким образом, тайны мироздания. В Риме во времена античности запаху придавали целебную силу.
1-ая шкатулка с ароматами, которая упоминалась в истории, была собственностью царя Дария. Египет, Индия, Сирия и др. страны производили мускус, амбру, шафран, мирру, розовую воду и пр.
Благовониями пользовались древние римляне и греки. Из Италии духи распространились по Европе. В Др. Греции для благовоний использовали смолы, бальзамы, специи, эфирные масла из цветов, нагревая их на углях, чтобы получить желаемый аромат. При раскопках в той местности нашли таблички, где подробно описан состав ароматов.
Их воскуряли в храмах, приносили в жертвоприношение богам, с их помощью ароматизировали фонтаны. Мешочки с сухими благовониями прикрепляли к одежде и волосам, аромамаслами натирали тело. После нашествия варвар их употребление прекратилось в странах Запада. Затем был изобретен перегонный куб, улучшилась дистилляция, снова открыт способ для получения спирта.
Венеция стала столицей парфюмерии, в этом городе перерабатывали пряности со всех стран Востока. Французские духи возникли в XI в., когда крестоносцы из Иерусалима привезли розы и жасмин, а в XII в. в Европе узнали об арабской технологии дистилляции спирта. В XV в. Париж и Грас стали известны на весь мир как центры парфюмерии. Согласно этикету во французском королевском дворе все придворные должны были использовать косметику и аромамасла.
Слово «парфюмерия
» начало использоваться в лексиконе с 1-ой трети XVI в., оно произошло от «фумус» (воспарение, курение).
В XVI в. Маурицио Франжипани в Италии придумал растворить душистые вещества в спирте, что стало переворотом в мире парфюмерии. С этих пор начали создавать множество аромакомбинаций, стало возможным хранить в стеклянных флаконах ароматы трав, цветов, деревьев и др. В XVIII в. духи произошло четкое разделение на женские и мужские.
Создателем одеколона стал итальянец Жан Мари Фарина. После смерти его сыновья создали фабрику, готовя парфюмированную воду на высококачественном виноградном спирте, которой дали название о-де-колон. При выдерживании в бочках из кедровой древесины спирт смешивался с эфирными маслами, создавая неповторимый аромат. Вода из г. Кельна (еаr de Cologne) осталась бы неизвестной, если б Наполеон не увлекался ее использованием (приобретал до 60 флакончиков каждый месяц). Когда он находился на о-ве Св. Елены, и у него закончился одеколон, Наполеон придумал свой рецепт духов с бергамотом, назвав его туалетной водой.
Во второй половине XIV в. появились жидкие духи, в основе которых были спирт и эфирные масла. В XVI веке стали модными парфюмированные перчатки. Затем потребление духов увеличилось для того, чтобы замаскировать неприятные запахи. В 1608 г. в монастыре начала работу 1-ая в мире парфюмерная фабрика.
В XIX в. «отцы» парфюмерии Ф. Коти, Жан Герлен и Э. Дальтроф выдвинули основные теории для создания ароматов. Затем выпуск духов перестал считаться кустарным, появились парфюмерные компании.
Парфюмерия в ХХ в.
Когда Поль Пуаре высказал идею, что ароматы могут стать удачным дополнением для линий одежды, кутюрье объединили парфюмерию и модельный бизнес. Произошло это в 1911 году. Ф. Коти соединил в своих композициях натуральные и искусственные запахи. В 1917 г. им был выпущен Шипр, от которого произошло целое семейство запахов. Стали развиваться амбровые и восточные запахи.
Женские и мужские запахи в то время начали приобретать явные отличия. Г. Шанель в 1921 г. выпустила духи с товарным знаком «Шанель №5». В 20-х годах парфюмеры нашли способ создать аромат «синтетическим» путём: в «Шанель №5» начали использовать альдегиды. В 1929 г. были очень популярны духи «Лиу», которые стали символом души женщины.
В 30-х годах наступил расцвет спортивных, с нотками табака «мужских» запахов.
В 1944 г. появился протест против войны в виде духов. Их создал Марсель Роша, назвав их Femme в честь женщины.
В 50-е годы парфюмерия во Франции достигла пика развития, к тому же обострилась конкуренция с приходом новых ароматов из-за океана.
В 60-х гг. случился «бум» мужской туалетной воды. В 70-х г. началась мода на «pret-a-porter»-коллекции, появилась парфюмерия «pret-a-porter de lux», которая стала доступнее. В конце 60-х гг. в духи проникла восточная тема, модным был амбровый запах Fijiu Ги Ляроша и Chamade Герлена.
В 70-х годах на мир моды повлияло движение феминисток: духи для женщин начали заимствовать идеи у одеколонов для мужчин. Диоровская Eau savage стала прототипом освежающих вод. В 1977 г. Ив Сен-Лоран создал знаменитый Opium.
В 80-х гг. вещи считались знаком статуса их хозяина, духи стали показателем престижности, таким же как дом, одежда, автомобиль. В это время производились эксперименты в области флаконов, стали модными «амбровые» тяжёлые ароматы. В конце 80-х гг. в лабораториях созданы морские ароматы.
В 90-х годах пришла мода на легкие, природные ароматы. По новой технологии «живые цветы» стало возможным сохранить аромат не сорванных растений (вытяжки под стеклянным колпаком).
В последние годы стали популярными фруктовые запахи цитрусовых, смородины, ананаса. В современных духах сочетаются богатство и лёгкость, отлично гармонирующие с естественным запахом кожи.
1981-1985-е гг. - пришла мода на сексуальность и чувственность в духах, 1986-1988 гг. - классика, женственность, 1988-1990 гг. - символизм и духовность, в 90-х гг. ХХ в. - естественность, свежесть и экологичность.
Во французском банке данных в сфере парфюмерии за период с 1880 г. по 1985 г. насчитывается 8 000 наименований духов, из них 6 000 были придуманы во Франции. Эксперты утверждают, что около 2 000 составов духов остались незаписанными.
Какой аромат - ваш? Как говорил Кристиан Диор, мужчина может забыть, как женщина выглядела, однако запах её духов останется в его памяти навсегда.