Катарсис. Психология очищения
Катарсис – это личностный или групповой процесс, который переживается как «очищение» или «высвобождения» таких энергий, импульсов и переживаний, которые стали причиной глубоких психологических перестроек индивида (иногда — коллективного сознания в целом).
Добивается это многими способами, но в основном, с помощью вербализации и телесных действий. Иногда, катарсисом может называться состояние «над ситуацией» в случае глубоких эмоциональных потрясений. Но, такое определение чаще встречается в художественной литературе.
Подходы к понятию в психологии
Если за основу берётся смысл определения с точки зрения «очищения», то некоторые нюансы всё равно могут разнится. Так, символдрама, психодрама, телесно-ориентированная терапия называют катарсисом сам метод, благодаря которому достигается такая разрядка. А делается это для того, чтобы накопившаяся отрицательная энергия, сильные негативные переживания по поводу чего-либо, не мешали дальнейшей работе.
Пример из жизни . Мы все знаем, что сперва должна пройти сильная эмоциональная реакция (аффект) на значимые события, прежде чем мы «возьмём себя в руки» и начнём трезво оценивать ситуацию. То же самое достигается с помощью катарсиса, самая что ни на есть разрядка в ситуации сильных переживаний. Правда, эти переживания могут быть отсрочены во времени, быть не в данный момент. С помощью этих методов психологии, они «вынимаются» в настоящие переживания. Таким образом, снимается постоянное внутреннее напряжение, беспричинное беспокойство. Поэтому, катарсис отлично зарекомендовал себя не только как начало большой коррекционной работы, но и как отдельный ситуативный метод.
В психотерапии катарсисом принято называть фазу «припоминания» тех значимых психологических событий, которые привели к возникновению невротических переживаний, повлияли на глубинные установки личности. Таким образом, клиент восстанавливает причинно-следственные связи между важным происшествием и своей проблемой, таким образом очищаясь от ненужных домыслов и иллюзий.
Психоанализ и катарсис
Зигмунд Фрейд отводил понятию катарсиса большое значение. Он говорил, что все психологические проблемы произошли из-за аффекта. Но, ряд аффектов были вытеснены нашей психикой в подсознание и теперь управляют нами «исподволь». Если нас это не устраивает, и мы хотим решить свою психологическую проблему, мы должны найти этот самый неразрешённый аффект. Но, так как находится вне зоны влияния осознанного, мы должны его каким-то образом «извлечь». Фрейд предложил метод свободных ассоциаций, когда человек вербализирует первые возникшие образы в ответ на предлагаемый стимул. И таким образом, в психоанализе катарсис – это, в том числе, и метод «отреагирования», и само очищение с помощью него.
История и современность
Несмотря на длительную историю существования понятия, сейчас катарсис, как психотерапевтический приём, применяется во многих современных методах. Человек «вспоминает» травмирующую ситуацию, переживает что-то в своих иллюзиях, телесных реакциях, или определённым образом вербализирует эмоции.
Возобновление негативных, травмирующих событий, переживаний, эмоций, которые были с ними связаны, являются центральным значением для дальнейшего очищения психики человека. Можно сравнить метод с вскрытием внутреннего нарыва. Ведь без болезненного хирургического вмешательства, полное исцеление невозможно. То же происходит и в психике человека. Восстановление травмирующих событий часто бывает крайне болезненно. И происходит крайне медленно, ведь сознание стремится оградить личность от этого. Поэтому завершение переживания зачастую ощущается понятием «как гора с плеч». Настолько мощной и значимой становится разрядка.
Катарсис это термин античной философии и эстетики, обозначающий, по А.Ф.Лосеву, «сущность эстетического переживания», но исторически получивший два различных варианта своего основного значения: 1) характерный для драмы, в особенности трагедии, эмоциональный контакт читателя-зрителя с героем в момент его катастрофы; 2) свойственная любому произведению словесного творчества «встреча» сознаний читателя и героя, читателя и автора. История категории - процесс расширения первого (первоначального) ее значения, которое обычно связывают с именем Аристотеля, хотя далеко не очевидный смысл его предельно лаконичного высказывания в «Поэтике» об очищении «посредством сострадания и страха… подобных страстей» расшифровывался всегда лишь в контексте общих представлений различных эпох об античной культуре в целом. Поворотный момент - переосмысление сущности катарсиса в статьях Ф.Шиллера и И.В.Гёте. Трактовка категории у Шиллера - особенно в статье «О патетическом» (1793) - двойственна. С одной стороны, в эстетическом переживании он хочет видеть сочетание захватывающего сознание аффекта (страдания героя и сострадания созерцателя) с освобождающим действием интеллекта, который один только может обосновать моральную самостоятельность человека. Нравственное возвышение над собственным аффектом осуществляется при этом, по мнению Шиллера, и в герое, и в созерцателе, полностью отождествляющем себя с героем. От созерцания трагического в жизни эта ситуация отличается для философа всего лишь «вероятным», а не действительным характером изображенного события. Тем самым «аристотелевская» трактовка катарсиса сочетается с почерпнутой из этого же источника идеей о том, что поэзия изображает не наличное, а возможное и вероятное.
С другой стороны, Шиллер утверждает, что предмет, не нравящийся с точки зрения морали, может весьма привлекать с точки зрения эстетики. Эстетическая оценка предмета, основанная на потребности воображения в «свободной от всяких законов игре», как раз резко отделяет созерцателя от героя и от той моральной целесообразности, с которой соотносится его поступок. Здесь очевидны вариации кантовских идей об отличии эстетического от нравственного и познавательного и о его «бесцельной целесообразности», покоящейся на соответствии формы предмета закономерности воображения. С такой точки зрения катарсис - не сопереживание герою, а именно эстетическое переживание изображающей формы. Гёте в статье «Примечание к «Поэтике» Аристотеля» (1827) переводит спорное место о катарсисе следующим образом: «Свое воздействие она заканчивает только после длительного чередования страха и сострадания - примирением этих страстей». По его мнению, Аристотель «толкует о построении трагедии», а не о ее «воздействии и притом отдаленном» на зрителя. Отсюда и замена понятия катарсис синонимичным, по-видимому, для Гёте понятием «умиротворяющей завершенности», которая «требуется» не только от трагедии, но и «от всех, в сущности, поэтических произведений». Развивая кантовский подход к проблеме эстетического, эта трактовка близка к шиллеровской идее «преодоления содержания формой». Та же идея - основа разработки категорий катарсиса и катастрофы в «Психологии искусства» Л.С.Выготского.
Другая сторона проблемы катарсиса - вопрос о специфических пространственно-временных условиях, в которых осуществляется событие «встречи» сознаний героя и читателя-зрителя на смысловом рубеже двух действительностей и преодоление разделяющей их границы в особом переживании «предела» героя и его жизни как целого. На почве теории трагедии от Аристотеля до Ф.Ницше и Вячеслава Иванова идеальным воплощением таких условий представлялся театр. Граница между эстетической реальностью (миром героя) и вне-эстетической действительностью, в которой находится читатель-зритель, здесь столь же наглядна, сколь и преодолима. Дистанция сведена к пространственной, что позволяет объединить героя и зрителя во вневременном настоящем переживания катастрофы. В то же время, согласно Ницше, итоговый эстетический смысл трагического действа создается реакцией зрителя не на катастрофу действующего лица, а на воплощенное в хоре его самосознание. Отсюда возможность не пространственной и одновременно вне эмоциональной, а именно-диалогической трактовки катарсиса, понимаемого М.М.Бахтиным как «ответ» на чужую духовную активность.
В современной науке идее диалогического, т.е. сохраняющего взаимную чуждость, контакта сознаний героя и читателя противостоит возрождающая идею вживания концепция «рецептивной эстетики». Согласно афористическим формулировкам Х.Р.Яусса, с коммуникативной точки зрения катарсис - эстетическое «удовольствие от возбуждаемых речью (оратора) или поэзией собственных аффектов, которое может привести слушателя или зрителя как к переубеждению, так и к освобождению его духа», причем «эстетическая свобода» достигается «само-наслаждением в чужом наслаждении»(Jauss).
Слово катарсис произошло от греческого katharsis, что в переводе означает - очищение, прояснение.
греч. katharsis – очищение) термин античной эстетики, служащий для обозначения одного из сущностных моментов эстетического воздействия искусства на человека – очищение через сострадание и сопереживание. духовное очищение через сострадание, страх, сопереживание героям трагедии.
Отличное определение
Неполное определение ↓
Катарсис
греч. catharsis) - очищение, возвышение, оздоровление, отделение худшего от лучшего. Существует три основные значения: 1. Религиозный; 2. Медицинский; 3. Эстетический. «Катарсис» в религиозном смысле - это обряд очищения. В греческом употреблялся во множественном числе "«катармой», в латинском lustratio - очищение и умилостивления как важнейшая часть религиозных отправлений, культовых церемоний. Очищения предшествовали всякому жертвоприношению. Внешняя и внутренняя чистота были непременным условием обращения человека к богу, совершаемого при жертвоприношении. В частности, обязательным считалось омовение рук, различного рода окуривания. Главными средствами очищения служили вода и огонь. Вот как описывает Гомер очищения в обряде жертвоприношений: «Речь обратил тут к собравшимся Нестор, герой геренейский: «Милые дети, мое повеленье исполнить спешите: Паче других преклонить я желаю на милость Афину... Так он сказал; все заботиться наччли: с поля телицу Скоро пригнали; пришли с корабля Телемаховы люди, С ним переплывшие море; явился и златоискусник, Нужный для ковки металлов принесши снаряд: наковальню, Молот, клещи драгоценной отделки и все, чем обычно Дело свое совершал он; пришла и богиня Афина Жертву принять... Взяли телицу тогда за рога Стратион и Ехефрон; Воду им руки умыть в обложенной цветами лохани Вынес из дома Дретос, в другой же руке он с ячменем Короб держал;» Такого рода очищения подготавливали человека к общению с богом, к «эпифании» - богоявлению. Само жертвоприношение (чаще всего животного) позволяло человеку обратиться к богу с молитвой - просьбой, которую божество принимало или отвергало. Второй род религиозных очищений - очищения от скверны, греховности. Такого рода очищения должны были пройти не только отдельные люди, но целые города и войска. В этом случае очищение выступает способом покаяния. Наиболее известен эпизод очищения греческого войска после оскорбления, нанесенного Агамемноном богу Аполлону. Агамемнон забрал в рабство дочь жреца Аполлона - Хриса (Хрисеиду) и ответил отказом Хрису, принесшему бесчисленный выкуп, чтобы «плененную дочь искупить». Аполлон «язву на воинство злую навел; погибли народы». Только возвращение Хрисеи-оды отцу, жертвоприношения Фебу (Аполлону) и очищения всего войска спасли греков. Медицинские очищения рассматривались как способ оздоровления организма. В основе таких очищений лежало представление о соединении в человеке основных мировых стихий (идея микро- и макрокосмоса). Наиболее полно эта теория представлена в поэме Эмпе-докла «О природе», учившего о существовании четырех не сводимых друг к другу стихий - огня, воздуха, воды и земли. В последующем Гинпократ разовьет теорию о преобладании одной из стихий в человеке и четырех типах человеческого темперамента. Начало эстетического понимания катарсиса - очищающей роли искусства (в частности музыки и песнопения) относят обычно к Гесиоду, описывающему волшебные свойства песнопения: «Если кто сохнет) печалью терзаясь, то стоит ему лишь Песню услышать служителя муз, песнопевца, о славных Подвигах древних людей, о блаженных богах олимпийских, И забывает он тотчас о горе своем; о заботах Больше не помнит: совсем он от дара богинь изменился.» Но в таком случае и у Гомера, описывающего находящегося в печали Ахилла и успокаивающегося игрой на кифаре, также содержится понимание катарсической роли искусства. Более определенно можно говорить о понимании катарсиса у пифагорейцев, которые ввели его в систему «пифагорейского образа жизни», где огромную роль играли пищевые очищения, прогулки, мнемические упражнения и собственно катарсис как врачевание души посредством музыки. Они прогоняли от себя уныние и тоску при помощи музыки, она же избавляла их от раздражения и гнева. Музыка здесь входит в комплекс катастрофических упражнений, суть которых состоит в восстановлении душевного равновесия. Еще более определенно очищение с душевным здоровьем связывает Платон, для которого катарсис начинается с употребления «подлинного знания» как «пищи для души». Прекрасное, способность человека припомнить идеальные образы, запечатленные в душе, позволяет, по Платону, стать человеку на путь очищения от преходящего, наносного. Аристотель, хотя и признавал катарсическую роль музыки, основное катарсическое действие он приписывал познанию. Весьма спорным является вопрос о катарсической роли трагедии. Что испытывает человек (древний грек), когда он в театре наблюдает разворачивающую на сцене трагедию? Владислав Татаркевич отмечает: «Спорили о следующем: имел ли Аристотель в виду очищение чувств или же очищение разума от чувств». Исследователи, и сам Татаркевич приходят к выводу, что Аристотель имел в виду разрядку чувств, успокоение, а не воспитание, облагораживание зрителя. То ость предполагается, что для греков, и это показательно для Аристотеля, на первый план выдвигался психотерапевтический эффект искусства, науки и познания. Катарсис, как способ духовного оздоровления, освобождения человека от беспокойства и отрицательных эмоций, остается важнейшим элементом европейской культуры на всем протяжении ее существования, в том числе современной. Качество жизни - условия жизни, уровень удовлетворения потребностей и запросов людей, содержание их образа жизни. Понятие качества жизни выполняет оценочную функцию по отношению к «образу жизни». Качество, определенность предмета, благодаря которой он является именно этим, а не другим. Благодаря качеству предмет существует и мыслится как нечто отграниченное от других. Качество проявляется через свойства.
Отличное определение
Неполное определение ↓
При изучении психологии и других направлений, многие интересуются вопросом, что это - катарсис. Само понятие появилось еще в древнегреческой философии. Оно описывается, как процесс острого негативного переживания, которое имеет длительный характер, но при достижении пиковой точки, превращается в позитивное.
Что значит катарсис?
Что означает катарсис, зависит от того, в каком аспекте используется термин. Как правило, он обозначает процесс очищения от . Понятие было предложено Аристотелем, в его произведении «Поэтика». Главные герои находились в состоянии внутреннего очищения, которое направлено на достижение гармонии души и тела. В разных учениях и практиках, его упоминали многие философы, психологи и психоаналитики.
Завершение процесса катарсиса предусматривает высвобождение или вытесненного аффекта. Процесс катарсиса состоит из следующих этапов и, в зависимости от ситуации, человек должен уметь контролировать себя:
- накопление негативных переживаний;
- достижение пиковой точки эмоций;
- преобразование негативной энергии в позитивную.
Катарсис - психология
Катарсис - это в психологии особый метод, позволяющий выполнить эмоциональную и чувственную разрядку. Методика позволяет достигнуть таких результатов, которые окажут влиятельное значение на человека:
- уменьшение или полное устранение ;
- ослабление состояния фрустрации;
- лучшее понимание внутреннего мира и потребностей;
- общее благоприятное воздействие на личность.
Некоторые психологи утверждают, что катарсис – это искусство, и что это подтверждается на практике. Считается, что термин в психологии появился благодаря Зигмунду Фрейду, который предложил катартический метод, предусматривающий перенос в сознание воспоминаний и чувств с отрицательной энергетикой, что в последующем приводит к эмоциональной разрядке.
Катарсис в психоанализе
В практиках психоанализа, использование катартического метода - частое явление. Он был создан для анализа и выявления мотивов поведения человека. Эмоциональный катарсис рассматривается, как совокупность способов выявления переживаний и действий человека, которые обусловлены неосознанными мотивами. Методики позволяют выявить вытесненные представления, что способствует их эффективному устранению. Применение метода в психотерапевтических целях, предусматривает такие техники:
- свободные ассоциации;
- интерпретация слов;
- обмолвки.
Катарсис в философии
Катарсис - это в философии представляет собой достижение культовой чистоты. Его целью является подготовка к встрече с сакральной реальностью, посредством устранения разных видов соблазнов. Духовное очищение происходит с помощью следующих эмоций, проявленных человеком:
- сострадание ближнему своему;
- сопереживание;
- страх перед потерями и негативом.
Термин древнегреческой философии и этики предусматривает эмоциональную разгрузку, а мистического очищения души. Человек избавляется от проявлений чувственности и телесной грязи, являющихся страстями в определенные моменты жизни. О таком понятии упоминали Аристотель, Гераклит, Пифагор, Платон и многие другие философы, что можно наблюдать в их учениях.
Механизм катарсиса
Достижение катарсиса требует наличия определенных факторов. Человек должен пройти несколько этапов, среди которых:
- признание необходимости изменений в жизни;
- готовность преодолеть свои собственные страхи;
- достижение спокойного состояния;
- сенсорная депривация;
- сознательное решение преодоления неприятных эмоциональных ощущений;
- признание неудач.
Эффект катарсиса наступает только когда человек осознанно применяет методику и стремится решить свои внутри-личностные проблемы. Для того, чтобы достигнуть катарсиса, проделайте несколько манипуляций.
- Сосредоточьте все внимание на существующей проблеме.
- Воспроизведите в точности свои ощущения.
- Сконцентрируйтесь на тех переживаниях, которые достигли пиковой точки.
Как достичь катарсиса?
Состояние катарсиса наступает вследствие усердной работы над собой. Как правило, чтобы его достигнуть, необходимо иметь определенный опыт в психологии или психоанализе. Опытный психолог или психотерапевт, может применять представленный метод, чтобы выявить у пациента негативные эмоции, которые могут быть спрятаны очень глубоко. Для этого он должен осознанно желать решения внутри-личностного конфликта.
Как правило, изначально человек испытывает страх перед прохождением случаев, которые имели негативных характер. Еще он не желает осуществлять сознательное движение навстречу фрустрации. Чем дольше он не хочет принять происшедшее, тем дальше от него наступление катарсиса. Как только появится желание идти вперед, проблемы постепенно будут решаться, и приближать эмоциональный катарсис, который позволит достичь гармонии.